личные инструменты
Вы посетили:
Различия
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
sensemaking-methods [2008/03/20 02:57] o_z создано |
sensemaking-methods [2020/03/11 17:38] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | ====== Методы поиска смыслов ====== | + | ====== Создание смысла / рабочие материалы лаборатории ====== |
- | (Рабочие материалы лаборатории) | + | |
+ | |||
+ | ==== Вопросы для обсуждения/развития темы ==== | ||
+ | |||
+ | * Поиск смысла и состояние | ||
+ | * В каких ситуациях/cостоянии чаще всего возникают вопросы про смысл? | ||
+ | * Что отличает эти ситуации/состояния? | ||
+ | * Что является в них переломной точкой, импульсом для изменения? | ||
+ | * Методы поиска смысла, в т.ч. с применением НК | ||
+ | * В чем специфический подход лаборатории к вопросу создания смыслов? | ||
+ | * Практические вопросы про смысл | ||
+ | * "Что делать и как быть, когда старые смыслы уже не работают, а новые еще не осознанны?" | ||
+ | * Как поиск смысла связан с [[beliefs|убеждениями]] (с цепочками «если — то — иначе») | ||
+ | |||
+ | ==== Методы поиска смысла ==== | ||
* [[http://o-z.livejournal.com/393768.html|10 вопросов для поиска смысла в сложной ситуации]] | * [[http://o-z.livejournal.com/393768.html|10 вопросов для поиска смысла в сложной ситуации]] | ||
- | * Прямо сейчас спросить себя - "Что ценного есть в этой ситуации?" | + | * Прямо сейчас спросить себя (или письменно ответить на вопросы) - "Что ценного есть в этой ситуации?". Как минимум у нас есть выбор из списка (по В.Франклу): |
- | Как минимум у нас есть выбор из списка (по В.Франклу): | + | * **Ценность переживания** (ценность того, что присходит - "Есть ли в настоящем моменте что-то важное для меня, прекрасное, неповторимое?") |
- | * Ценность переживания (ценность того, что присходит - "Есть ли в настоящем моменте что-то прекрасное, неповторимое?") | + | * **Ценность творчества** ("Могу ли я что-то с этим сделать, создать что-то в результате этой ситуации?") |
- | * Ценность творчества (того, что я могу с этим сделать, создать в результате) | + | * **Ценность отношения** ("Как я могу к этому отнестись?"; "Как я меняюсь, осознавая эту ситуацию и принимая ее?" //«Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.»(с) В.Франкл//) |
- | * Ценность отношения (как я могу к этому отнестись; как я меняюсь, осознавая эту ситуацию и принимая ее? «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.»(с)) | + | |
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | ==== Поиск смысла: идеи ==== | ||
+ | |||
+ | === Лаборатория 20.03.08 === | ||
+ | |||
+ | __Идеи:__ | ||
+ | * Смысл -- это не логическое объяснение или слагаемое каких-то частей (хотя возможно, на них и можно его разложить), это целостно воспринимаемое внутреннее переживание сути происходящего. В этом он сродни инсайту про ситуацию. Цитируя Франкла, "процесс нахождения смысла подобен восприятию гештальта". | ||
+ | |||
+ | * Важен не сам смысл, а то, что он теряется. Это проблема "потери смысла" является указанием на разрыв, несоответствие между "картой" (явлениями, доступными для восприятия) и "территорией" -- [[beliefs|убеждениями]], внутренне переживаемой сутью (смыслом) происходящего. | ||
+ | |||
+ | * Сама эта "потеря смысла" является частью этой территории-карты. Осознание и принятие этой потери как части моей "реальности" является первым шагом на пути нахождения/cоздания нового смысла. | ||
+ | |||
+ | * Важно запустить процесс поиска смысла, тогда по дороге или смысл найдется или отпадет вопрос про смысл. Когда все хорошо, вопрос о смысле может и не возникать, он является "и так интуитивно понятным" (//"Зачем я еду отдыхать/танцую/делаю Х? Ну чего тут объяснять, это же и так понятно!"//) | ||
+ | |||
+ | * Для успешного создания смысла важны как минимум три вещи: | ||
+ | * //Важность состояния// для нахождения смысла. Чтобы понять/cоздать cмысл, нужно в любом случае подняться на более высокий логический уровень (увидеть картину сверху, выйти за пределы текущего себя). Задать себе вопрос: //"Как я могу войти в состояние, из которого я могу увидеть/найти смысл?"// и пойти в это состояние. | ||
+ | * //Наличия убеждения, что задача потенциально решаема// -- т.е. что даже если я сейчас не вижу смысла ситуации, рано или поздно я смогу его найти. В этом смысле сама позиция [[frankl-quotes|логотерапии]], говорящая, что у каждой ситуации есть смысл, и индивидуальная задача каждого человека в каждой ситуации его найти -- является поддерживающей и трансформационной. | ||
+ | * //Готовность этот смысл искать//. Или мотивация, желание, решимость, и т.д. | ||
+ | |||
+ | __Вопросы на будущее:__ | ||
+ | * Процесс создания смысла КАК НАВЫК. | ||
+ | |||
+ | //Это некоторые мои инсайты, дополняйте. --- //[[zotova@gmail.com|o_z]] 2008/03/23 | ||