личные инструменты
Вы посетили:
Различия
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
system-thinking [2008/01/28 19:34] vadimv |
system-thinking [2020/03/11 17:38] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 3: | Строка 3: | ||
//"Когда человек разъял мир на части, он перестал понимать действие законов не только божеских, но и человеческих".\\ | //"Когда человек разъял мир на части, он перестал понимать действие законов не только божеских, но и человеческих".\\ | ||
(с) Лао Цзы// | (с) Лао Цзы// | ||
+ | |||
+ | //"Серьезные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором они возникли".\\ | ||
+ | (с) Альберт Эйнштейн | ||
+ | // | ||
Системный подход к пониманию объекта можно рассматривать как синтез интуитивного и аналитического методов. Он отрицает попытку сведения свойств целого к свойствам его частей, но заимствует у аналитического подхода интерес к внутренней структуре объекта. На первое место выдвигается совокупность системных свойств целого, которые, как правило, не присущи составным элементам системы, взятым по отдельности. Такой подход концентрирует внимание на тех взаимодействиях, которые становятся причиной возникновения системных свойств. В определенном смысле мы возвращаемся к целостному представлению об объекте, характерному для интуитивного подхода.\\ | Системный подход к пониманию объекта можно рассматривать как синтез интуитивного и аналитического методов. Он отрицает попытку сведения свойств целого к свойствам его частей, но заимствует у аналитического подхода интерес к внутренней структуре объекта. На первое место выдвигается совокупность системных свойств целого, которые, как правило, не присущи составным элементам системы, взятым по отдельности. Такой подход концентрирует внимание на тех взаимодействиях, которые становятся причиной возникновения системных свойств. В определенном смысле мы возвращаемся к целостному представлению об объекте, характерному для интуитивного подхода.\\ | ||
Строка 21: | Строка 25: | ||
1. В системах часто обнаруживаются контуры положительных и отрицательных **обратных связей**, а также более сложные (но повторяющиеся) паттерны, собранные из этих связей ([[http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_17/article_2153/|системные архетипы]]). Отрицательные обратные связи стабилизируют систему, поддерживая ее существование, но одновременно могут препятствовать изменениям. | 1. В системах часто обнаруживаются контуры положительных и отрицательных **обратных связей**, а также более сложные (но повторяющиеся) паттерны, собранные из этих связей ([[http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_17/article_2153/|системные архетипы]]). Отрицательные обратные связи стабилизируют систему, поддерживая ее существование, но одновременно могут препятствовать изменениям. | ||
- | 2. В силу наличия обратных связей для систем часто характерна **круговая причинность или обусловленность** (A -> B -> C -> A -> В ->... и т.д.), в отличие от линейной причинности, где можно четко разграничить причину и следствие (A -> B -> C). В случае круговой причинности такое разграничение (Бейтсон называл его "пунктуацией") носит условный характер. Люди, не осознающие его условности, часто ведут горячие и бесплодные дебаты о пунктуации ("кто первый начал, а кто всего лишь ответил"). | + | 2. В силу наличия обратных связей для систем часто характерна **круговая причинность или обусловленность** (A -> B -> C -> A -> В ->... и т.д.), в отличие от линейной причинности, где можно четко разграничить причину и следствие (A -> B -> C). В случае круговой причинности такое разграничение (Бейтсон называл его "пунктуацией") носит условный характер. Люди, не осознающие его условности, часто ведут горячие и бесплодные споры о пунктуации ("кто первый начал, а кто всего лишь адекватно ответил"). |
3. При использовании методов СМ часто оказывается, что интересующий нас объект или процесс встроен в более широкую систему, и его поведение в значительной степени определяется именно этим, а не только его внутренним устройством. Поэтому целесообразно идти не только "внутрь", но и "наружу" - смотреть не только на внутренее устройство того, что нас интересует, но и на те внешние объекты или процессы, которые могут образовывать вместе с ним более широкую систему. Отсюда - важность **"широкого кругозора"** или **правильного определения границ** при работе с системами. | 3. При использовании методов СМ часто оказывается, что интересующий нас объект или процесс встроен в более широкую систему, и его поведение в значительной степени определяется именно этим, а не только его внутренним устройством. Поэтому целесообразно идти не только "внутрь", но и "наружу" - смотреть не только на внутренее устройство того, что нас интересует, но и на те внешние объекты или процессы, которые могут образовывать вместе с ним более широкую систему. Отсюда - важность **"широкого кругозора"** или **правильного определения границ** при работе с системами. | ||
Строка 50: | Строка 54: | ||
* [[http://www.systems-thinking.de/|mind-map]] про системное мышление - иллюстрация системного отображения информации | * [[http://www.systems-thinking.de/|mind-map]] про системное мышление - иллюстрация системного отображения информации | ||
* [[http://ailev.livejournal.com/335643.html|много ссылок по ТOC и ТРИЗ]] | * [[http://ailev.livejournal.com/335643.html|много ссылок по ТOC и ТРИЗ]] | ||
+ | * [[http://www.newcode.ru/media/SystemsTheory112006.ppt|Презентация Алексея Каптерева "Теория систем и системное мышление"]], 3Mb | ||
+ | \\ | ||
+ | {{tag>презентации}} |