личные инструменты
Вы посетили:
Различия
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
sensemaking-methods [2008/03/20 12:59] o_z |
sensemaking-methods [2020/03/11 17:38] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 8: | Строка 8: | ||
* Что отличает эти ситуации/состояния? | * Что отличает эти ситуации/состояния? | ||
* Что является в них переломной точкой, импульсом для изменения? | * Что является в них переломной точкой, импульсом для изменения? | ||
- | |||
* Методы поиска смысла, в т.ч. с применением НК | * Методы поиска смысла, в т.ч. с применением НК | ||
* В чем специфический подход лаборатории к вопросу создания смыслов? | * В чем специфический подход лаборатории к вопросу создания смыслов? | ||
- | |||
* Практические вопросы про смысл | * Практические вопросы про смысл | ||
* "Что делать и как быть, когда старые смыслы уже не работают, а новые еще не осознанны?" | * "Что делать и как быть, когда старые смыслы уже не работают, а новые еще не осознанны?" | ||
- | |||
* Как поиск смысла связан с [[beliefs|убеждениями]] (с цепочками «если — то — иначе») | * Как поиск смысла связан с [[beliefs|убеждениями]] (с цепочками «если — то — иначе») | ||
- | |||
- | |||
- | |||
==== Методы поиска смысла ==== | ==== Методы поиска смысла ==== | ||
Строка 29: | Строка 23: | ||
* **Ценность отношения** ("Как я могу к этому отнестись?"; "Как я меняюсь, осознавая эту ситуацию и принимая ее?" //«Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.»(с) В.Франкл//) | * **Ценность отношения** ("Как я могу к этому отнестись?"; "Как я меняюсь, осознавая эту ситуацию и принимая ее?" //«Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.»(с) В.Франкл//) | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | ==== Поиск смысла: идеи ==== | ||
+ | |||
+ | === Лаборатория 20.03.08 === | ||
+ | |||
+ | __Идеи:__ | ||
+ | * Смысл -- это не логическое объяснение или слагаемое каких-то частей (хотя возможно, на них и можно его разложить), это целостно воспринимаемое внутреннее переживание сути происходящего. В этом он сродни инсайту про ситуацию. Цитируя Франкла, "процесс нахождения смысла подобен восприятию гештальта". | ||
+ | |||
+ | * Важен не сам смысл, а то, что он теряется. Это проблема "потери смысла" является указанием на разрыв, несоответствие между "картой" (явлениями, доступными для восприятия) и "территорией" -- [[beliefs|убеждениями]], внутренне переживаемой сутью (смыслом) происходящего. | ||
+ | |||
+ | * Сама эта "потеря смысла" является частью этой территории-карты. Осознание и принятие этой потери как части моей "реальности" является первым шагом на пути нахождения/cоздания нового смысла. | ||
+ | |||
+ | * Важно запустить процесс поиска смысла, тогда по дороге или смысл найдется или отпадет вопрос про смысл. Когда все хорошо, вопрос о смысле может и не возникать, он является "и так интуитивно понятным" (//"Зачем я еду отдыхать/танцую/делаю Х? Ну чего тут объяснять, это же и так понятно!"//) | ||
+ | |||
+ | * Для успешного создания смысла важны как минимум три вещи: | ||
+ | * //Важность состояния// для нахождения смысла. Чтобы понять/cоздать cмысл, нужно в любом случае подняться на более высокий логический уровень (увидеть картину сверху, выйти за пределы текущего себя). Задать себе вопрос: //"Как я могу войти в состояние, из которого я могу увидеть/найти смысл?"// и пойти в это состояние. | ||
+ | * //Наличия убеждения, что задача потенциально решаема// -- т.е. что даже если я сейчас не вижу смысла ситуации, рано или поздно я смогу его найти. В этом смысле сама позиция [[frankl-quotes|логотерапии]], говорящая, что у каждой ситуации есть смысл, и индивидуальная задача каждого человека в каждой ситуации его найти -- является поддерживающей и трансформационной. | ||
+ | * //Готовность этот смысл искать//. Или мотивация, желание, решимость, и т.д. | ||
+ | |||
+ | __Вопросы на будущее:__ | ||
+ | * Процесс создания смысла КАК НАВЫК. | ||
+ | |||
+ | //Это некоторые мои инсайты, дополняйте. --- //[[zotova@gmail.com|o_z]] 2008/03/23 | ||