личные инструменты

Ценности

Ценности — это состояния намеревания (желания, аффекта), которые при активации направляют поведение и создают в нем смысл (Libet,1999). Можно сказать, что ценности — это «магниты», к которым тяготеет конкретное человеческое поведение в определенной ситуации.

Ценности могут быть позитивными (что-то, к чему мы притягиваемся) или негативными (что-то, от чего мы отталкиваемся, чего мы не хотим). Ценности могут существовать в виде минимальных стандартов. Взаимосвязанные ценности образуют системы ценностей.

Ценности могут быть контекстно-зависимыми, т.е. в зависимости от внешней обстановки определенные ценности мог быть проявлены ярче чем обычно, или наоборот, подавляться.

Когда люди воплощают, проживают свои ценности, их жизнь воспринимается как осмысленная. Ценности используются также для оценки себя и окружающих. Осознание ценностей и выражение их в словах или письменно создает ожидания.

Нейрология

Freemen (2000) утверждает, что сложное человеческое поведение управляется не цепочками отдельных нейронов, а популяциями, кластерами нейронов (AM patterns). При этом, сложное поведение может требовать низкой степени осознаности — но высокой степени намеревания, а оно существует в виде электрохимической динамики кластеров нейронов с измеримым «потенциалом готовности».

Философия

Изучением ценностей занимается один из разделов философии — аксиология.

Теории ценностей

Теория эволюции ценностей: Спиральная динамика.

Техники выявления ценностей

См. также