личные инструменты
Вы посетили:
Различия
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
unconscious [2007/03/28 18:12] admin |
unconscious [2020/03/11 17:38] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Бессознательное ====== | ====== Бессознательное ====== | ||
- | Бессознательное - то, что в настоящее время не осознается. Внутри бессознательного можно выделить вещи, которые: | + | Бессознательное — то, что в настоящее время не осознается. Внутри бессознательного можно выделить вещи, которые: |
- | * могут быть осознаны и регулярно осознаются (термин?) | + | |
- | * могут, но еще никогда не были осознаны (термин?) | + | |
- | * возможно, никогда не будут осознаны. | + | |
- | Понятие бессознательного приобрело известность благодаря книге фон Хартмана «Философия Бессознательного», которая была опубликована в 1869 году — за тридцать лет до Фрейда — и пользовалась таким успехом, что в течение десяти лет переиздавалась восемь раз. Хартман выражал философию Шопенгауэра, истоки которой, как недвусмысленно утверждал сам Шопенгауэр, лежат, главным образом, в восточном мистицизме, в особенности, в буддизме и Упанишадах. | + | * могут быть осознаны и регулярно осознаются |
+ | * могут, но еще никогда не были осознаны | ||
+ | * возможно, никогда не будут осознаны | ||
- | Согласно этой философии, под поверхностью индивидуального сознания скрыто космическое сознание, которое у большинства людей является «бессознательным», но может быть пробуждено и полностью реализовано, и это превращение бессознательного в сознательное считалось наибольшим благом для человека. Рассказать о том, что Фрейд прямо заимствовал понятие «Оно» (id) из книги Георга Гроддека (Groddeck) The Book of the It («Книга Оно»), которая основывалась на существовании космического Дао, или естественного вселенского духа. | + | Среди функций бессознательного: |
- | --- | + | * [[emotions|Эмоции]], в том числе ощущение субъективного [[happiness|счастья]] |
- | Это все цитата из "Интегральной психологии" Уилбера. | + | |
+ | * Долгосрочная память: | ||
+ | * Мышечная, т.н. «автопилот» | ||
+ | * Поддержание карты мира: [[beliefs|убеждения]] и [[personal-values|ценности]] | ||
+ | * [[creativity|Творчество, креативность]] | ||
+ | |||
+ | Одно из основных направлений деятельности Института НеоКода – развитие [[unconscious-methods|методов коммуникации с бессознательным]], сознательно-бессознательного и телесно-бессознательного интерфейса для достижения [[rapport|раппорта]], [[congruency|конгруэнтности]] между этими частями личности. | ||
+ | |||
+ | ====== История вопроса: ====== | ||
+ | |||
+ | Представления о не вполне контролируемой части личности сущуствуют уже много веков. Древние римляне и греки часто бывали «одержимы богами», впадая в неконтролируемый гнев, панику или любовь, они приписывали это соответствующим богам: Зевсу, Пану или Афродите. Психолог [[http://en.wikipedia.org/wiki/Julian_Jaynes|Джулиан Джейнс]] полагал, что примерно до 8 века до н.э. люди были просто не в состоянии осознавать себя в привычном для нас смысле и полагали все возникающие внутри голоса или позывы результатом божественного вмешательства. | ||
+ | |||
+ | По мере роста осознанности, способности к интроспекции, эти порывы стали приписывать самому человеку, или, точнее, его части, называемой «душа». Платон в диалоге «Федр» писал: «Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. [...] Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него: один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь — его противоположность и предки его — иные.» | ||
+ | |||
+ | Примерно таково наше представление о бессознательном и в настоящее время: как о движущей силе нашего поведения, всего хорошего и плохого, что в нас есть. Роль возницы в этой метафоре, конечно, отводится сознанию. С большой вероятностью эта метафора не вполне верна: за сознанием тоже кто-то должен присматривать. Предоставленное самому себе, оно часто впадает в заниматься чрезмерное обдумывание (Luybomirski, 2008), которое плохо отражается на системе в целом. | ||
+ | |||
+ | Термин «бессознательное» (unconscious) появился намного позднее. Впервые это слово в значении «неосознанность относительно наших собственных ментальных процессов» употребил шотландский судья Лорд Каменс в 1751 году. | ||
+ | |||
+ | Но по-настоящему известным термин «бессознательное» стал благодаря книге немецкого философа [[http://en.wikipedia.org/wiki/Karl_Robert_Eduard_von_Hartmann|фон Хартмана]] «Философия бессознательного», которая была опубликована в 1869 году (за тридцать лет до Фрейда) и пользовалась таким успехом, что в течение десяти лет переиздавалась восемь раз. Хартман являлся последователем Шопенгауэра, истоки философии которого которго лежат, в частности, в восточном мистицизме, в буддизме и Ведах. | ||
+ | |||
+ | Согласно этой философии, под поверхностью индивидуального сознания скрыто космическое сознание, которое у большинства людей является «бессознательным» (das Ubewusste), но может быть пробуждено и полностью реализовано, и это превращение бессознательного в сознательное считалось наибольшим благом для человека. | ||
+ | |||
+ | ====== См. также ====== | ||
+ | |||
+ | * [[congruency|Конгуэнтность]] | ||
+ | |||
+ | ====== Ссылки ====== | ||
+ | |||
+ | * [[dijksterhuis|Теория бессознательного мышления]] | ||
+ | * [[well-organised-unconscious|Хорошо организованное бессознательное]] | ||
+ | * [[unconscious-methods|Сознательно-бессознательные методы]] | ||
+ | |||
+ | ===== Литература ===== | ||
+ | ==== Исторические теории бессознательного ==== | ||
+ | |||
+ | [[http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/fr_ostr/index.php| Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 1924]] | ||