личные инструменты
Вы посетили:
Различия
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
tactics:conscious-methods [2007/05/16 15:42] thecroaker created |
tactics:conscious-methods [2020/03/11 17:38] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Сознательные инструменты ====== | ====== Сознательные инструменты ====== | ||
+ | |||
+ | Мне очень нравятся различные способы визуализации сложных задач. Они помогают сохранить внимание на проблеме, особенно, если она носит довольно абстрактный характер и не привязана к какой-то конкретной ситуации. Они помогают проследить за течением мысли и проверить причинно-следственные связи. Они помогают приобрести дополнительную уверенность в правильности решения. | ||
+ | |||
+ | Один из самых простых способов визуализации – "стрелочки и коробоки", рисование причинно-следственных диаграмм. Предположим, что у вас есть дилемма, ситуация, в которой у вас есть два выбора, ни один из которых вас полностью не устраивает. Это решение, которое не привязано, ни какакому конкретному месту или времени, его просто нужно принять. | ||
+ | |||
+ | Для принятия таких решений я хочу предложить вам способ из теории ограничений Элияху Голдратта, который называется "конфликтное облако" (evaporating cloud). Вам необходимо записать два варианта развития событий, между которыми вы выбираете, а обозначить, какую цель преследует тот, или иной выбор: как показано на рисунке ниже. В завершение, напишите одну общую цель, к которой ведут обе предыдущие цели. | ||
{{tactics:cloud-1.png}} | {{tactics:cloud-1.png}} | ||
+ | |||
+ | Если первые две альтернативы конфликтуют друг с другом (это обозначено символической молнией), то вторые – цели – могут вполне удовлетворяться одновременно. А последняя цель вообще ни с чем не конфликтует. Вот пример того, как это может выглядеть: | ||
+ | |||
{{tactics:cloud-2.png}} | {{tactics:cloud-2.png}} | ||
+ | |||
+ | После того, как вы зарисовали вашу дилемму таким образом, посмотрите внимательно на этот рисунок и почувствуйте, что вы чувствуете по отношению к нему. Заметьте, где эти ощущения находятся в теле точно также, как мы это делали на втором шаге четырехшаговой модели. Затем переходите к разбивке состояния, к игре, и затем снова вернитесь к листку. В результате один из вариантов может оказаться явно более предпочтительным, либо вы найдете способ добиться своих целей другими способами. Либо вы поймете, что эта проблема в принципе не является такой уж важной. | ||
+ | |||
+ | Вы можете также рисовать более сложные диаграммы, с большим количеством коробочек и стрелочек. Вот реальный пример того, что нарисовала одна из участниц Лаборатории в дилемме "защищать диссертацию – не защищать диссертацию: | ||
+ | |||
+ | {{tactics:complex-decision-web.png|}} | ||
+ | |||
+ | Создавая такие диаграммы, вы прежде всего смотрите на коробочки, в которые идет слишком много стрелочек – это ключевые точки, "узкие места". Вы также ищите коробочки, в которые не идет ни одной стрелочки – это ваши пресуппозиции, бессознательные ограничения, которые могут быть неверны. | ||
+ | |||
+ | Точно такие же приемы можно применять для обоснования бессознательных решений. Предположим, у вас есть ощущение, что нужно делать, но вы не до конца в нем уверены и не можете его никому объяснить. Один из способов справиться с этим – начать записывать все выводы и аргументы, которые у вас есть, и затем простраивать взаимосвязи между ними. Вы можете найти ошибки в своих интуитивных выводах, а можете наоборот, подтвердить их, убедиться самому и убедить других. | ||
+ | |||
+ | Если вы любите рисовать на компьютере, то я могу порекомендовать вам две отличные бесплатные программы: [[http://www.yworks.com/products/yed/| yEd Java™ Graph Editor]] или [[http://cmap.ihmc.us/|IHMC CMap Tools]]. Успехов! | ||