личные инструменты

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

sensemaking-methods [2008/03/20 12:56]
o_z
sensemaking-methods [2020/03/11 17:38] (текущий)
Строка 8: Строка 8:
      * Что отличает эти ситуации/​состояния?​      * Что отличает эти ситуации/​состояния?​
      * Что является в них переломной точкой,​ импульсом для изменения?​      * Что является в них переломной точкой,​ импульсом для изменения?​
- 
   * Методы поиска смысла,​ в т.ч. с применением НК    * Методы поиска смысла,​ в т.ч. с применением НК 
      * В чем специфический подход лаборатории к вопросу создания смыслов?​      * В чем специфический подход лаборатории к вопросу создания смыслов?​
- 
   * Практические вопросы про смысл   * Практические вопросы про смысл
      * "​Что делать и как быть, когда старые смыслы уже не работают,​ а новые еще не осознанны?"​      * "​Что делать и как быть, когда старые смыслы уже не работают,​ а новые еще не осознанны?"​
- +  ​* Как поиск смысла связан с [[beliefs|убеждениями]] (с цепочками «если — то — иначе») ​
-  ​* Как поиск смысла связан с [[belief|sубеждениями]] (с цепочками «если — то — иначе») ​ +
  
 ==== Методы поиска смысла ==== ==== Методы поиска смысла ====
Строка 22: Строка 18:
   * [[http://​o-z.livejournal.com/​393768.html|10 вопросов для поиска смысла в сложной ситуации]]   * [[http://​o-z.livejournal.com/​393768.html|10 вопросов для поиска смысла в сложной ситуации]]
  
-  * Прямо сейчас спросить себя - "​Что ценного есть в этой ситуации?"​. Как минимум у нас есть выбор из списка (по В.Франклу). Может быть, стоит письменно ответить на эти вопросы:+  * Прямо сейчас спросить себя ​(или письменно ответить на вопросы) ​- "​Что ценного есть в этой ситуации?"​. Как минимум у нас есть выбор из списка (по В.Франклу):​
      * **Ценность переживания** (ценность того, что присходит - "​Есть ли в настоящем моменте что-то важное для меня, прекрасное,​ неповторимое?"​)      * **Ценность переживания** (ценность того, что присходит - "​Есть ли в настоящем моменте что-то важное для меня, прекрасное,​ неповторимое?"​)
      * **Ценность творчества** ("​Могу ли я что-то с этим сделать,​ создать что-то в результате этой ситуации?"​)      * **Ценность творчества** ("​Могу ли я что-то с этим сделать,​ создать что-то в результате этой ситуации?"​)
-     * **Ценность отношения** ("​Как я могу к этому отнестись?";​ "​Как я меняюсь,​ осознавая эту ситуацию и принимая ее?" //«Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.»(с)//​)+     * **Ценность отношения** ("​Как я могу к этому отнестись?";​ "​Как я меняюсь,​ осознавая эту ситуацию и принимая ее?" //«Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.»(с) ​В.Франкл//) 
 + 
 + 
 + 
 + 
 +==== Поиск смысла:​ идеи ==== 
 + 
 +=== Лаборатория 20.03.08 === 
 + 
 +__Идеи:​__ 
 +  * Смысл -- это не логическое объяснение или слагаемое каких-то частей (хотя возможно,​ на них и можно его разложить),​ это целостно воспринимаемое внутреннее переживание сути происходящего. В этом он сродни инсайту про ситуацию. Цитируя Франкла,​ "​процесс нахождения смысла подобен восприятию гештальта"​. 
 + 
 +  * Важен не сам смысл, а то, что он теряется. Это проблема "​потери смысла"​ является указанием на разрыв,​ несоответствие между "​картой"​ (явлениями,​ доступными для восприятия) и "​территорией"​ -- [[beliefs|убеждениями]],​ внутренне переживаемой сутью (смыслом) происходящего.  
 + 
 +  * Сама эта "​потеря смысла"​ является частью этой территории-карты. Осознание и принятие этой потери как части моей "​реальности"​ является первым шагом на пути нахождения/​cоздания нового смысла. 
 + 
 +  * Важно запустить процесс поиска смысла,​ тогда по дороге или смысл найдется или отпадет вопрос про смысл. Когда все хорошо,​ вопрос о смысле может и не возникать,​ он является "и так интуитивно понятным"​ (//"​Зачем я еду отдыхать/​танцую/​делаю Х? Ну чего тут объяснять,​ это же и так понятно!"//​)  
 + 
 +  * Для успешного создания смысла важны как минимум три вещи: 
 +     * //​Важность состояния//​ для нахождения смысла. Чтобы понять/​cоздать cмысл, нужно в любом случае подняться на более высокий логический уровень (увидеть картину сверху,​ выйти за пределы текущего себя). Задать себе вопрос:​ //"​Как я могу войти в состояние,​ из которого я могу увидеть/​найти смысл?"//​ и пойти в это состояние. 
 +     * //​Наличия убеждения,​ что задача потенциально решаема//​ -- т.е. что даже если я сейчас не вижу смысла ситуации,​ рано или поздно я смогу его найти. В этом смысле сама позиция [[frankl-quotes|логотерапии]],​ говорящая,​ что у каждой ситуации есть смысл, и индивидуальная задача каждого человека в каждой ситуации его найти -- является поддерживающей и трансформационной. 
 +     * //​Готовность этот смысл искать//​. Или мотивация,​ желание,​ решимость,​ и т.д. 
 + 
 +__Вопросы на будущее:​__ 
 +  * Процесс создания смысла КАК НАВЫК.
  
 +//Это некоторые мои инсайты,​ дополняйте. --- //​[[zotova@gmail.com|o_z]] 2008/03/23