личные инструменты

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

sensemaking-methods [2008/03/20 02:58]
o_z
sensemaking-methods [2020/03/11 17:38] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
-====== ​Методы ​поиска смыслов ​====== +====== ​Создание смысла / рабочие материалы лаборатории ====== 
-абочие материалы лаборатории)+ 
 + 
 +==== Вопросы ​для обсуждения/​развития темы ==== 
 + 
 +  * Поиск смысла и состояние 
 +     * В каких ситуациях/​cостоянии чаще ​всего возникают вопросы про смысл? 
 +     * Что отличает эти ситуации/​состояния?​ 
 +     * Что является в них переломной точкой, ​импульсом для изменения?​ 
 +  * Методы поиска смысла, в т.ч. с применением НК  
 +     * В чем специфический подход лаборатории к вопросу создания смыслов? 
 +  * Практические вопросы про смысл 
 +     * "​Что делать и как ​быть, когда старые смыслы уже не работают, а новые еще не осознанны?"​ 
 +  * Как поиск смысла связан с [[beliefs|убеждениями]] (с цепочками «если — то — иначе» 
 + 
 +==== Методы поиска смысла ====
  
   * [[http://​o-z.livejournal.com/​393768.html|10 вопросов для поиска смысла в сложной ситуации]]   * [[http://​o-z.livejournal.com/​393768.html|10 вопросов для поиска смысла в сложной ситуации]]
  
-  * Прямо сейчас спросить себя - "​Что ценного есть в этой ситуации?"​. Как минимум у нас есть выбор из списка (по В.Франклу):​ +  * Прямо сейчас спросить себя ​(или письменно ответить на вопросы) ​- "​Что ценного есть в этой ситуации?"​. Как минимум у нас есть выбор из списка (по В.Франклу):​ 
-     * Ценность переживания (ценность того, что присходит - "​Есть ли в настоящем моменте что-то прекрасное,​ неповторимое?"​) +     * **Ценность переживания** (ценность того, что присходит - "​Есть ли в настоящем моменте что-то ​важное для меня, ​прекрасное,​ неповторимое?"​) 
-     * Ценность творчества (того, что ​я могу с этим сделать,​ создать в результате) +     * **Ценность творчества** (огу ли я чтоо с этим сделать,​ создать ​что-то ​в результате ​этой ситуации?"​
-     * Ценность отношения (как я могу к этому отнестись; ​как я меняюсь,​ осознавая эту ситуацию и принимая ее? «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.»(с))+     * **Ценность отношения** (ак я могу к этому отнестись?"ак я меняюсь,​ осознавая эту ситуацию и принимая ее?" //«Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.»(с) ​В.Франкл//​) 
 + 
 + 
 + 
 + 
 +==== Поиск смысла:​ идеи ==== 
 + 
 +=== Лаборатория 20.03.08 === 
 + 
 +__Идеи:​__ 
 +  * Смысл -- это не логическое объяснение или слагаемое каких-то частей (хотя возможно,​ на них и можно его разложить),​ это целостно воспринимаемое внутреннее переживание сути происходящего. В этом он сродни инсайту про ситуацию. Цитируя Франкла,​ "​процесс нахождения смысла подобен восприятию гештальта"​. 
 + 
 +  * Важен не сам смысл, а то, что он теряется. Это проблема "​потери смысла"​ является указанием на разрыв,​ несоответствие между "​картой"​ (явлениями,​ доступными для восприятия) и "​территорией"​ -- [[beliefs|убеждениями]],​ внутренне переживаемой сутью (смыслом) происходящего.  
 + 
 +  * Сама эта "​потеря смысла"​ является частью этой территории-карты. Осознание и принятие этой потери как части моей "​реальности"​ является первым шагом на пути нахождения/​cоздания нового смысла. 
 + 
 +  * Важно запустить процесс поиска смысла,​ тогда по дороге или смысл найдется или отпадет вопрос про смысл. Когда все хорошо,​ вопрос о смысле может и не возникать,​ он является "и так интуитивно понятным"​ (//"​Зачем я еду отдыхать/​танцую/​делаю Х? Ну чего тут объяснять,​ это же и так понятно!"//​)  
 + 
 +  * Для успешного создания смысла важны как минимум три вещи: 
 +     * //​Важность состояния//​ для нахождения смысла. Чтобы понять/​cоздать cмысл, нужно в любом случае подняться на более высокий логический уровень (увидеть картину сверху,​ выйти за пределы текущего себя). Задать себе вопрос:​ //"​Как я могу войти в состояние,​ из которого я могу увидеть/​найти смысл?"//​ и пойти в это состояние. 
 +     * //​Наличия убеждения,​ что задача потенциально решаема//​ -- т.е. что даже если я сейчас не вижу смысла ситуации,​ рано или поздно я смогу его найти. В этом смысле сама позиция [[frankl-quotes|логотерапии]],​ говорящая,​ что у каждой ситуации есть смысл, и индивидуальная задача каждого человека в каждой ситуации его найти -- является поддерживающей и трансформационной. 
 +     * //​Готовность этот смысл искать//​. Или мотивация,​ желание,​ решимость,​ и т.д. 
 + 
 +__Вопросы на будущее:​__ 
 +  * Процесс создания смысла КАК НАВЫК. 
 + 
 +//Это некоторые мои инсайты,​ дополняйте. --- //​[[zotova@gmail.com|o_z]] 2008/​03/​23