Модель — это упрощенное описание сложной системы, в некоторых существенных частях являющееся изоморфным (т.е. подобным) оригинальной системе и отражающее существенные свойства системы. Такое подобие и способность воспроизводить эффекты оригинала позволяет использовать модель в качестве заместителя изучаемой системы.
Происходит слово «модель» от латинского modulus, означающий «уменьшенный» вариант изначального способа.
Этот термин является однокоренным с латинским словом modus, которое означает «образ действий либо существования; метод, форма, манера, привычка, способ или стиль».
Таким образом, «модель» объекта обычно представляет собой миниатюрную версию или репрезентацию этого объекта. Действующая модель (например, машины) обозначает нечто, способное выполнять ту же работу, что и сама машина, но в меньшем объеме.
Понятие «модель» со временем стало обозначать также описание или аналогию, используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например, атома), недоступного непосредственному наблюдению, оно также может использоваться также для обозначения формального описания некого явления или положения вещей.
Моделирование — процесс и результат создания модели.
Моделирование лежит в основе НЛП и является основной, стержневой активностью в рамках НЛП. Фактически, НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер моделировали мыслительные и поведенческие паттерны в работах Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза).
Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов, которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - «Структура магии» - отразился тот факт, что явления, кажущиеся волшебными и необъяснимыми, часто обладают глубинной структурой, которую можно раскрыть, понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее «маги».
НЛП моделирование представляет собой механизм, с помощью которого релевантные элементы поведения этих выдающихся людей были выявлены и затем сведены в действующую модель.
(По Д.Гриндеру)
1. Постановка задачи. Найдите Гения*. Определите контекст, в котором Гений гениален. Определите сенсорные критерии результатов, которые достигает Гений.
2. Бессознательная ассимиляция. Получите доступ к Гению. Войдите в состояние незнания и «станьте Гением». Копируйте поведение Гения (либо явно, либо микромускульными движениями).
3. Имитация. Повторяйте поведение Гения, пока не получите совпадение критериев результата.
4. Кодирование. Определите существенные элементы модели и опишите модель.
5. Тестирование. Найдите человека, который не имел доступа к Гению, и научите его по описанию.
*Найти Гения — это очень важно. Не имеет смысл моделировать посредственность, средний навык, поскольку копия в любом случае будет бледнее оригинала.
Видеомоделирование — это моделирование с использованием видеозаписи. Среди очевидных преимуществ — возможность много раз повторять один и тот же фрагмент, замедлять, останавливать и т.д. В некоторых ситуациях, когда Гений напрямую недоступен, видеомоделирование являетя единственным возможным вариантов.
Видеозапись для моделирования должна быть:
См. также: Моделирование по видео, пост Джона Гриндера.
1. Определите кого, в каком контексте, вы хотите моделировать, а также какой конкретно паттерн или паттерны вас интересуют
Пример: вы хотите моделировать рассказчика историй в контексте рассказывания историй. Вас интересует способность удерживать внимание, чувство юмора, структура истории, манера исполнения.
2. Определите уровни, масштабы паттернов (микро-, мета- и т.д.) и постоянно уточняйте их в процессе моделирования.
Пример: 1) сценарий истории (возможно смоделировать из второй позиции, только если есть доступ к процессу создания сценария) 2) короткие шутки (гэги) в процессе рассказывания 3) речевые интонации и т.д.
3. Для каждого уровня отберите несколько наиболее удачных видеофрагментов. Если необходимо, напишите транскрипты.
4. Из состояния не-знания повторяйте за моделью до тех пор, пока вас не начнет устраивать результат. Используйте видеозаписи своего выступления для получения обратной связи.
1. Запишите заголовок или фразу, которая определяет суть вашей программы моделирования.
2.На какую способность или результат направлена ваша программа (т. е. навыки руководства, проведение успешной презентации, повышение грамотности, поведение в стрессовой ситуации и т. д. )? Если в центре вашего внимания оказались несколько взаимосвязанных способностей или результатов, перечислите их все. Определите уровень сложности каждого навыка (т. е. простой поведенческий, простой когнитивный, простой лингвистический, сложный поведенческий, сложный когнитивный или сложный лингвистический).
3. Кого вы будете моделировать? (Можете перечислить имена конкретных людей либо описать характеристики тех, кого хотели бы смоделировать. )
4. Существуют ли конкретные контексты, в которых вы можете наблюдать моделируемых личностей? Если да, то какие?
5. Каковы желаемые результаты, цели и задачи вашей программы?
6. Каковы желаемые последствия вашей программы? Кому она принесет пользу и в чем? Как она скажется на более крупной системе или сообществе?
7. Какие критерии определяют вашу программу? Как вы намерены применить смоделированный навык? (Например, в рамках определенной профессии или сообщества, для выгоды или развлечения ит. д. )
8. В какой конкретной форме вы представите свою программу (т. е. статья, видеопленка, книга, семинар и т. д. )?
9. Какое время вы отводите на выполнение вашей программы?
Определение обоснований и процедур обоснования целей и результатов проекта
Определение программы моделирования включает в себя также формирование «эпистемологических вопросов» относительно критериев и приемов обоснований, с помощью которых можно проверить и оценить результаты собранной вами информации. Эпистемологические вопросы — это вопросы, связанные с тем, «как мы узнаем» что-либо. В число вопросов, наиболее значимых в моделировании, входят:
Фазы 1 и 2 (сбор информации с помощью имплицитного и эксплицитного моделирования):
Фаза 3 (планирование): Какие критерии помогут вам определить, что вы успешно передали данную способность другому человеку?
Ответы на данные вопросы помогут вам определить и спланировать наиболее эффективные методы моделирования.
1. Подготовка. Проведение предварительных интервью для выявления:
2. Сбор информации. Определение времени, которое нужно провести с каждым моделируемым человеком для демонстрации нужного навыка в контексте, в котором он применяется, плюс время на интервью после демонстрации. Подобным образом для сравнения необходимо изучить поведение несколько людей, имеющий средний уровень мастерства в данной области, в том же контексте. Обычно достаточно трех людей в каждой категории.
3. Построение модели. Использование сравнительного анализа для выявления того, что делают люди, демонстрирующие наилучшие результаты, и не делают люди со средним уровнем мастерства. Результатом этого является модель эффективного поведения и мышления. Дальше нам необходимо применить «бритву Оккама»: упростить модель до минимального количества компонентов, при этом сохраняя результаты - открытия той самой разницы, которая и отличает среднее от совершенного.
4. Тестирование. Обучение нескольких людей со средними навыками использованию этой модели и измерение улучшения результатов (используя критерии, определенные на этапе 1). После этого модель дополнительно уточняется и документируется.
5. Передача. На этом этапе направление проекта зависит от его цели.
Существует три распространенных пути:
Источник - статья "Introducing Modelling to Organisations" by James Lawley об использовании моделирования на практике.
Примеры моделирования в бизнесе: