личные инструменты

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

modeling [2008/01/26 18:10]
o_z
modeling [2020/03/11 17:38] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 ====== Моделирование ====== ====== Моделирование ======
  
-Словарь Уэбстера определяет модель как "упрощенное описание сложного явления или процесса";​ примером может послужить компьютерная модель системы кровообращения и дыхательных путей. Этот термин ​является однокоренным ​с латинским словом modus, которое означает "​образ действий либо ​существования; метод, форма, манера, привычка, ​способ ​или ​стиль". Если быть более точным,​ то слово "​модель" ​происходит ​от латинского modulus, означающего "​уменьшенный" вариант ​изначального способа. Так, "модель" объекта обычно представляет собой ​миниатюрную версию или репрезентацию этого объекта. Действующая модель (например, машины) обозначает нечтоспособное выполнять ту же работу,​ что и сама машина,​ но в меньшем объеме.+//Модель// — это упрощенное описание сложной системы, в некоторых ​существенных частях являющееся ​изоморфным (т.е. подобным) оригинальной ​системе и отражающее существенные свойства системы. Такое подобие и способность ​воспроизводить ​эффекты оригинала позволяет использовать модель ​в качестве ​заместителя изучаемой системы
  
-Понятие ​"модель" ​со временем стало обозначать также ​"описание или аналогию,​ используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например,​ атома),​ недоступного непосредственному наблюдению". Этот термин ​может использоваться также для обозначения ​"​системы постулатов,​ данных и выводов, ​формального описания некого явления или положения вещей".+Происходит слово "​модель"​ от латинского modulus, означающий «уменьшенный» вариант изначального способа.  
 + 
 +Этот термин является однокоренным с латинским словом modus, которое означает «образ действий либо существования; ​метод, форма, манера, привычка,​ способ или стиль».  
 + 
 +Таким образом,​ «//​модель//​» объекта обычно представляет собой миниатюрную версию или репрезентацию этого объекта. Действующая модель (например,​ машины) обозначает нечто, способное выполнять ту же работу,​ что и сама машина,​ но в меньшем объеме. 
 + 
 +Понятие «//​модель//​» ​со временем стало обозначать также описание или аналогию,​ используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например,​ атома),​ недоступного непосредственному наблюдению, оно также может использоваться также для обозначения формального описания некого явления или положения вещей
 + 
 +//​Моделирование//​ — процесс и результат создания //​модели//​.
  
  
 ====== НЛП-Моделирование ====== ====== НЛП-Моделирование ======
  
-Моделирование лежит в основе НЛП. Фактически НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер ​смоделировали ​языковые и поведенческие паттерны работ Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии),​ Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов,​ которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - "Структура магии" ​- отразился тот факт, что явления,​ кажущиеся волшебными и необъяснимыми,​ часто обладают глубинной структурой,​ которую можно раскрыть,​ понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее "мудрецы"​. НЛП представляет собой механизм,​ с помощью которого релевантные элементы поведения этих выдающихся людей были выявлены и затем сведены в действующую модель. ​+Моделирование лежит в основе ​НЛП и является основной,​ стержневой активностью в рамках ​НЛП. ФактическиНЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер моделировали ​мыслительные и поведенческие паттерны ​в работах Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии),​ Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). ​ 
 + 
 +Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов,​ которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - «Структура магии» - отразился тот факт, что явления,​ кажущиеся волшебными и необъяснимыми,​ часто обладают глубинной структурой,​ которую можно раскрыть,​ понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее «маги» 
 + 
 +НЛП ​моделирование ​представляет собой механизм,​ с помощью которого релевантные элементы поведения этих выдающихся людей были выявлены и затем сведены в действующую модель. ​ 
   * Подробнее про историю НЛП см. в статье [[kratkaja_istorija_nlp|здесь]]. ​   * Подробнее про историю НЛП см. в статье [[kratkaja_istorija_nlp|здесь]]. ​
  
-  * Об отличиях НЛП-моделирования от других видов моделирования смотрите ​ [[nlp-distinction|перевод статьи]] Джона Гриндера и Кармен Бостик Ст.Клэр с предисловием Роберта Дилтса.+  * О важных ​отличиях НЛП-моделирования от других видов моделирования смотрите ​ [[nlp-distinction|перевод статьи]] Джона Гриндера и Кармен Бостик Ст.Клэр с предисловием Роберта Дилтса.
  
 +====== Зачем нужно НЛП-моделирование?​ ======
  
 +  * «Снятие»,​ ассимиляция сложных поведенческих и когнитивных паттернов,​ которым трудно обучиться другими способами.
 +  * Создание «моделей гениев» для последующей передачи другим людям.
 +  * Практика «[[hps|состояния незнания]]»,​ [[2-nd-position|второй позиции]],​ [[transcendence|трансценденции]],​ выхода за собственные личностные границы.
  
 ====== Методы моделирования ====== ====== Методы моделирования ======
 +
  
 ==== Шаги для моделирования гениальности ==== ==== Шаги для моделирования гениальности ====
 (По Д.Гриндеру) (По Д.Гриндеру)
  
-**1. Постановка задачи.** Найдите Гения. Определите контекст,​ в котором Гений гениален. Определите сенсорные критерии результатов,​ которые достигает Гений.+**1. Постановка задачи.** Найдите Гения*. Определите контекст,​ в котором Гений гениален. Определите сенсорные критерии результатов,​ которые достигает Гений.
  
-**2. Бессознательная ассимиляция.** Получите доступ к Гению. Войдите в состояние незнания ​(Know-Nothing State) ​и станьте Гением. Копируйте поведение Гения (либо явно, либо микромускульными движениями).+**2. [[2-nd-position|Бессознательная ассимиляция.]]** Получите доступ к Гению. Войдите в [[hps|состояние незнания]] и «станьте Гением». Копируйте поведение Гения (либо явно, либо микромускульными движениями).
  
-**3. Имитация.** Повторяйте поведение Гения, пока не получите совпадение критериев результата. Определите существенные элементы модели.+**3. Имитация.** Повторяйте поведение Гения, пока не получите совпадение критериев результата. ​
  
-**4. Кодирование.** Опишите модель.+**4. Кодирование.** Определите существенные элементы модели и опишите модель.
  
 **5. Тестирование.** Найдите человека,​ который не имел доступа к Гению, и научите его по описанию. **5. Тестирование.** Найдите человека,​ который не имел доступа к Гению, и научите его по описанию.
  
-Источник ​- [[http://​www.maria-gorina.ru/stati/otchet-o-protsedure-modelirovaniya-trenerskogo-masterstva-f-pyuselika-osobennosti-gruppovogo-modelirovaniya/​|статья ​М.ГоринойА.Гусева]] об особенностях ​группового моделирования.+ 
 +*//Найти Гения — это ​очень важно. Не имеет смысл моделировать посредственность,​ средний навык, поскольку копия в любом случае будет бледнее оригинала.// 
 +====== Видеомоделирование ====== 
 + 
 +Видеомоделирование — это моделирование с использованием видеозаписи. Среди очевидных преимуществ — возможность много раз повторять один и тот же фрагмент,​ замедлять, останавливать и т.д. В некоторых ситуациях,​ когда ​Гений напрямую недоступен,​ видеомоделирование являетя единственным возможным вариантов. 
 + 
 +Видеозапись для моделирования должна быть: 
 + 
 +  * **Хорошего качества**чтобы позволять различать мелкие,​ но существенные детали. 
 +  * **Достаточного объема**,​ чтобы показывать разнообразие подходов ​Гения. 
 +  * **Включать обратную связь** (зависит от контекста, конечно),​ чтобы можно было наблюдать не только что делает Гений, но и как на это реагируют другие. 
 + 
 +См. также: [[modeling-with-video|Моделирование по видео, пост Джона Гриндера]]
 + 
 +==== Шаги видеомоделирования ==== 
 + 
 +1. Определите кого, в каком контексте,​ вы хотите моделировать,​ а также какой конкретно паттерн или паттерны вас интересуют 
 + 
 +Пример:​ вы хотите моделировать рассказчика историй в контексте рассказывания историй. Вас интересует способность удерживать внимание, чувство юмора, ​структура истории,​ манера исполнения
 + 
 +2. Определите уровни,​ масштабы паттернов (микро-,​ мета- и т.д.) и постоянно уточняйте их в процессе моделирования.  
 + 
 +Пример:​ 1) сценарий истории (возможно смоделировать из второй позиции,​ только если есть доступ к процессу создания сценария) 2) короткие шутки (гэги) ​в процессе рассказывания 3) речевые интонации и т.д. 
 + 
 +3. Для каждого ​уровня отберите несколько наиболее удачных видеофрагментов. Если необходимо,​ напишите транскрипты. 
 + 
 +4. Из состояния не-знания повторяйте за моделью до тех пор, пока вас не начнет устраивать ​результат. Используйте ​видеозаписи своего выступления ​для получения обратной связи. 
  
 === Примеры моделирования гениальности === === Примеры моделирования гениальности ===
Строка 36: Строка 81:
  
  
 +===== Рабочий бланк программы моделирования (по Р. Дилтсу) =====
 +
 +1. Запишите заголовок или фразу, которая определяет суть вашей программы моделирования.
 +
 +2.На какую способность или результат направлена ваша программа (т. е. навыки руководства,​ проведение успешной презентации,​ повышение грамотности,​ поведение в стрессовой ситуации и т. д. )? Если в центре вашего внимания оказались несколько взаимосвязанных способностей или результатов,​ перечислите их все. Определите уровень сложности каждого навыка (т. е. простой поведенческий,​ простой когнитивный,​ простой лингвистический,​ сложный поведенческий,​ сложный когнитивный или сложный лингвистический).
 +
 +3. Кого вы будете моделировать?​ (Можете перечислить имена конкретных людей либо описать характеристики тех, кого хотели бы смоделировать. )
 +
 +4. Существуют ли конкретные контексты,​ в которых вы можете наблюдать моделируемых личностей?​ Если да, то какие?
 +
 +5. Каковы желаемые результаты,​ цели и задачи вашей программы?​
 +
 +6. Каковы желаемые последствия вашей программы?​ Кому она принесет пользу и в чем? Как она скажется на более крупной системе или сообществе?​
 +
 +7. Какие критерии определяют вашу программу?​ Как вы намерены применить смоделированный навык? (Например,​ в рамках определенной профессии или сообщества,​ для выгоды или развлечения ит. д. )
 +
 +8. В какой конкретной форме вы представите свою программу (т. е. статья,​ видеопленка,​ книга, семинар и т. д. )?
 +
 +9. Какое время вы отводите на выполнение вашей программы?​
 +
 +
 +Определение обоснований и процедур обоснования целей и результатов проекта
 +
 +Определение программы моделирования включает в себя также формирование «эпистемологических вопросов» относительно критериев и приемов обоснований,​ с помощью которых можно проверить и оценить результаты собранной вами информации. Эпистемологические вопросы — это вопросы,​ связанные с тем, «как мы узнаем» что-либо. В число вопросов,​ наиболее значимых в моделировании,​ входят:​
 +
 +  * Подготовка:​ какие критерии вы будете использовать (использовали) для определения объекта (объектов) моделирования?​
 +
 +  * Как вы узнаете,​ что объект (объекты) моделирования обладает (обладают) необходимым навыком?​
 +
 +  * Как другие узнают,​ что объект (объекты) моделирования обладает (обладают) необходимым навыком? ​
 +
 +Фазы 1 и 2 (сбор информации с помощью имплицитного и эксплицитного моделирования): ​
 +
 +  * Какие критерии вы используете для того, чтобы определить,​ что эффективно смоделировали данную способность?​
 +
 +  * Как моделируемый человек узнает,​ что он/она обладает желаемым навыком или достиг желаемого результата?​
 +
 +  * Как вы узнаете,​ что приобрели навык, которым обладает модель?​
 +
 +  * Как другие узнают,​ что вы приобрели навык, которым обладает модель?​
 +
 +Фаза 3 (планирование):​ Какие критерии помогут вам определить,​ что вы успешно передали данную способность другому человеку?​
 +
 +  * Как вы узнаете,​ что другие приобрели навык, которым обладает модель?​
 +
 +  * Как другие узнают,​ что приобрели навык, которым обладает модель?​
 +
 +Ответы на данные вопросы помогут вам определить и спланировать наиболее эффективные методы моделирования.
 +
 +==== Организационное моделирование (с частичным использованием НЛП) ​ ====
  
-==== Этапы типичного проекта по моделированию в организации ==== 
 **1. Подготовка**. Проведение предварительных интервью для выявления: ​ **1. Подготовка**. Проведение предварительных интервью для выявления: ​
   * целей и измеряемых показателей успешной реализации проекта;​\\   * целей и измеряемых показателей успешной реализации проекта;​\\
Строка 50: Строка 144:
 **4. Тестирование**. Обучение нескольких людей со средними навыками использованию этой модели и измерение улучшения результатов (используя критерии,​ определенные на этапе 1). После этого модель дополнительно уточняется и документируется. ​ **4. Тестирование**. Обучение нескольких людей со средними навыками использованию этой модели и измерение улучшения результатов (используя критерии,​ определенные на этапе 1). После этого модель дополнительно уточняется и документируется. ​
  
-**5. Передача**. На этом этапе направление проекта зависит от его цели. Существует три распространенных пути:+**5. Передача**. На этом этапе направление проекта зависит от его цели. ​ 
 + 
 +Существует три распространенных пути:
   * Использование результатов моделирования для того, чтобы дополнить или видоизменить существующие в компании программы обучения и переобучить тренеров,​   * Использование результатов моделирования для того, чтобы дополнить или видоизменить существующие в компании программы обучения и переобучить тренеров,​
   * Разработать и провести новый тренинговый курс для передачи умений людей, являющихся наилучшими образцами в данной области другим людям,   * Разработать и провести новый тренинговый курс для передачи умений людей, являющихся наилучшими образцами в данной области другим людям,
Строка 56: Строка 152:
  
 Источник -  [[http://​www.cleanlanguage.co.uk/​articles/​articles/​120/​1/​Introducing-Modelling-to-Organisations/​Page1.html|статья "​Introducing Modelling to Organisations"​ Источник -  [[http://​www.cleanlanguage.co.uk/​articles/​articles/​120/​1/​Introducing-Modelling-to-Organisations/​Page1.html|статья "​Introducing Modelling to Organisations"​
-by James Lawley]] об использовании моделирования на практике, вопросы для моделирования(Если кто-то улучшит перевод,​ будет здорово ​ --- //​[[zotova@gmail.com|o_z]] 2008/​01/​26//​)+by James Lawley]] об использовании моделирования на практике. ​ 
  
 **Примеры моделирования в бизнесе:​** **Примеры моделирования в бизнесе:​**
  
   * [[http://​www.hrd.com.ua/​313/​|Статья]] о разработке модели компетенций менеджеров по продажам в строительной компании.   * [[http://​www.hrd.com.ua/​313/​|Статья]] о разработке модели компетенций менеджеров по продажам в строительной компании.
 +
  
 ====== Ccылки по теме ====== ====== Ccылки по теме ======
  
-  * [[NLP_Modeling|NLP Modeling in wiki]]+  * [[http://​www.superidea.ru/​intel/​psy/​princip.htm|Статья Роберта Дилтса "​Основные принципы моделирования"​]]
   * [[http://​www.koob.ru/​dilts_robert/​modeling_with_nlp|Книга Роберта Дилтса "​Моделирование с помощью НЛП"​]]   * [[http://​www.koob.ru/​dilts_robert/​modeling_with_nlp|Книга Роберта Дилтса "​Моделирование с помощью НЛП"​]]
   * [[http://​www.steveandreas.com/​modeling_NLP.html|Статья Steve Andreas "​Modeling with NLP"]] (по-английски)   * [[http://​www.steveandreas.com/​modeling_NLP.html|Статья Steve Andreas "​Modeling with NLP"]] (по-английски)
 +  * Отрывок из семинара Д.Гриндера,​ ответы на вопросы про ​ [[grinder-2004-modeling|моделирование гениев по Дилтсу]]