личные инструменты
Вы посетили:
Различия
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
modeling [2009/05/25 00:19] thecroaker |
modeling [2020/03/11 17:38] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 16: | Строка 16: | ||
====== НЛП-Моделирование ====== | ====== НЛП-Моделирование ====== | ||
- | Моделирование лежит в основе НЛП. Фактически, НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер моделировали языковые и поведенческие паттерны в работах Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). | + | Моделирование лежит в основе НЛП и является основной, стержневой активностью в рамках НЛП. Фактически, НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер моделировали мыслительные и поведенческие паттерны в работах Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). |
Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов, которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - «Структура магии» - отразился тот факт, что явления, кажущиеся волшебными и необъяснимыми, часто обладают глубинной структурой, которую можно раскрыть, понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее «маги». | Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов, которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - «Структура магии» - отразился тот факт, что явления, кажущиеся волшебными и необъяснимыми, часто обладают глубинной структурой, которую можно раскрыть, понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее «маги». | ||
Строка 50: | Строка 50: | ||
*//Найти Гения — это очень важно. Не имеет смысл моделировать посредственность, средний навык, поскольку копия в любом случае будет бледнее оригинала.// | *//Найти Гения — это очень важно. Не имеет смысл моделировать посредственность, средний навык, поскольку копия в любом случае будет бледнее оригинала.// | ||
- | |||
====== Видеомоделирование ====== | ====== Видеомоделирование ====== | ||
Строка 60: | Строка 59: | ||
* **Достаточного объема**, чтобы показывать разнообразие подходов Гения. | * **Достаточного объема**, чтобы показывать разнообразие подходов Гения. | ||
* **Включать обратную связь** (зависит от контекста, конечно), чтобы можно было наблюдать не только что делает Гений, но и как на это реагируют другие. | * **Включать обратную связь** (зависит от контекста, конечно), чтобы можно было наблюдать не только что делает Гений, но и как на это реагируют другие. | ||
+ | |||
+ | См. также: [[modeling-with-video|Моделирование по видео, пост Джона Гриндера]]. | ||
==== Шаги видеомоделирования ==== | ==== Шаги видеомоделирования ==== | ||
Строка 69: | Строка 70: | ||
2. Определите уровни, масштабы паттернов (микро-, мета- и т.д.) и постоянно уточняйте их в процессе моделирования. | 2. Определите уровни, масштабы паттернов (микро-, мета- и т.д.) и постоянно уточняйте их в процессе моделирования. | ||
- | Пример: 1) сценарий истории (возможно смоделировать, только если есть доступ к процессу создания сценария) 2) короткие шутки (гэги) в процессе рассказывания 3) речевые интонации и т.д. | + | Пример: 1) сценарий истории (возможно смоделировать из второй позиции, только если есть доступ к процессу создания сценария) 2) короткие шутки (гэги) в процессе рассказывания 3) речевые интонации и т.д. |
3. Для каждого уровня отберите несколько наиболее удачных видеофрагментов. Если необходимо, напишите транскрипты. | 3. Для каждого уровня отберите несколько наиболее удачных видеофрагментов. Если необходимо, напишите транскрипты. | ||
Строка 80: | Строка 81: | ||
+ | ===== Рабочий бланк программы моделирования (по Р. Дилтсу) ===== | ||
+ | |||
+ | 1. Запишите заголовок или фразу, которая определяет суть вашей программы моделирования. | ||
+ | |||
+ | 2.На какую способность или результат направлена ваша программа (т. е. навыки руководства, проведение успешной презентации, повышение грамотности, поведение в стрессовой ситуации и т. д. )? Если в центре вашего внимания оказались несколько взаимосвязанных способностей или результатов, перечислите их все. Определите уровень сложности каждого навыка (т. е. простой поведенческий, простой когнитивный, простой лингвистический, сложный поведенческий, сложный когнитивный или сложный лингвистический). | ||
+ | |||
+ | 3. Кого вы будете моделировать? (Можете перечислить имена конкретных людей либо описать характеристики тех, кого хотели бы смоделировать. ) | ||
+ | |||
+ | 4. Существуют ли конкретные контексты, в которых вы можете наблюдать моделируемых личностей? Если да, то какие? | ||
+ | |||
+ | 5. Каковы желаемые результаты, цели и задачи вашей программы? | ||
+ | |||
+ | 6. Каковы желаемые последствия вашей программы? Кому она принесет пользу и в чем? Как она скажется на более крупной системе или сообществе? | ||
+ | |||
+ | 7. Какие критерии определяют вашу программу? Как вы намерены применить смоделированный навык? (Например, в рамках определенной профессии или сообщества, для выгоды или развлечения ит. д. ) | ||
+ | |||
+ | 8. В какой конкретной форме вы представите свою программу (т. е. статья, видеопленка, книга, семинар и т. д. )? | ||
+ | |||
+ | 9. Какое время вы отводите на выполнение вашей программы? | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Определение обоснований и процедур обоснования целей и результатов проекта | ||
+ | |||
+ | Определение программы моделирования включает в себя также формирование «эпистемологических вопросов» относительно критериев и приемов обоснований, с помощью которых можно проверить и оценить результаты собранной вами информации. Эпистемологические вопросы — это вопросы, связанные с тем, «как мы узнаем» что-либо. В число вопросов, наиболее значимых в моделировании, входят: | ||
+ | |||
+ | * Подготовка: какие критерии вы будете использовать (использовали) для определения объекта (объектов) моделирования? | ||
+ | |||
+ | * Как вы узнаете, что объект (объекты) моделирования обладает (обладают) необходимым навыком? | ||
+ | |||
+ | * Как другие узнают, что объект (объекты) моделирования обладает (обладают) необходимым навыком? | ||
+ | |||
+ | Фазы 1 и 2 (сбор информации с помощью имплицитного и эксплицитного моделирования): | ||
+ | |||
+ | * Какие критерии вы используете для того, чтобы определить, что эффективно смоделировали данную способность? | ||
+ | |||
+ | * Как моделируемый человек узнает, что он/она обладает желаемым навыком или достиг желаемого результата? | ||
+ | |||
+ | * Как вы узнаете, что приобрели навык, которым обладает модель? | ||
+ | |||
+ | * Как другие узнают, что вы приобрели навык, которым обладает модель? | ||
+ | |||
+ | Фаза 3 (планирование): Какие критерии помогут вам определить, что вы успешно передали данную способность другому человеку? | ||
+ | |||
+ | * Как вы узнаете, что другие приобрели навык, которым обладает модель? | ||
+ | |||
+ | * Как другие узнают, что приобрели навык, которым обладает модель? | ||
+ | |||
+ | Ответы на данные вопросы помогут вам определить и спланировать наиболее эффективные методы моделирования. | ||
==== Организационное моделирование (с частичным использованием НЛП) ==== | ==== Организационное моделирование (с частичным использованием НЛП) ==== | ||
Строка 116: | Строка 165: | ||
* [[http://www.koob.ru/dilts_robert/modeling_with_nlp|Книга Роберта Дилтса "Моделирование с помощью НЛП"]] | * [[http://www.koob.ru/dilts_robert/modeling_with_nlp|Книга Роберта Дилтса "Моделирование с помощью НЛП"]] | ||
* [[http://www.steveandreas.com/modeling_NLP.html|Статья Steve Andreas "Modeling with NLP"]] (по-английски) | * [[http://www.steveandreas.com/modeling_NLP.html|Статья Steve Andreas "Modeling with NLP"]] (по-английски) | ||
+ | * Отрывок из семинара Д.Гриндера, ответы на вопросы про [[grinder-2004-modeling|моделирование гениев по Дилтсу]] |