личные инструменты

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

modeling [2009/01/30 16:48]
thecroaker
modeling [2020/03/11 17:38] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 ====== Моделирование ====== ====== Моделирование ======
  
-Согласно словарю Уэбстера, ​//модель//​ — это упрощенное описание сложного явления или процесса. ​+//Модель//​ — это упрощенное описание сложной системы,​ в некоторых существенных частях ​являющееся изоморфным (т.е. подобным) оригинальной системе и отражающее существенные свойства системы. Такое подобие и способность воспроизводить эффекты оригинала позволяет использовать модель в качестве заместителя изучаемой системы
  
-Происходит слово "​модель"​ от латинского modulus, означающий ​"уменьшенный" ​вариант изначального способа. ​+Происходит слово "​модель"​ от латинского modulus, означающий ​«уменьшенный» вариант изначального способа. ​
  
-Этот термин является однокоренным с латинским словом modus, которое означает ​"образ действий либо существования;​ метод, форма, манера,​ привычка,​ способ или стиль"+Этот термин является однокоренным с латинским словом modus, которое означает ​«образ действий либо существования;​ метод, форма, манера,​ привычка,​ способ или стиль»
  
-Таким образом, ​"//​модель//​" ​объекта обычно представляет собой миниатюрную версию или репрезентацию этого объекта. Действующая модель (например,​ машины) обозначает нечто, способное выполнять ту же работу,​ что и сама машина,​ но в меньшем объеме.+Таким образом, ​«//​модель//​» объекта обычно представляет собой миниатюрную версию или репрезентацию этого объекта. Действующая модель (например,​ машины) обозначает нечто, способное выполнять ту же работу,​ что и сама машина,​ но в меньшем объеме.
  
-Понятие ​"//​модель//​" ​со временем стало обозначать также ​"описание или аналогию,​ используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например,​ атома),​ недоступного непосредственному наблюдению,​ оно также может использоваться также для обозначения формального описания некого явления или положения вещей.+Понятие ​«//​модель//​» со временем стало обозначать также описание или аналогию,​ используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например,​ атома),​ недоступного непосредственному наблюдению,​ оно также может использоваться также для обозначения формального описания некого явления или положения вещей.
  
 //​Моделирование//​ — процесс и результат создания //​модели//​. //​Моделирование//​ — процесс и результат создания //​модели//​.
Строка 16: Строка 16:
 ====== НЛП-Моделирование ====== ====== НЛП-Моделирование ======
  
-Моделирование лежит в основе НЛП. Фактически НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер моделировали ​языковые и поведенческие паттерны работ Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии),​ Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). ​+Моделирование лежит в основе ​НЛП и является основной,​ стержневой активностью в рамках ​НЛП. ФактическиНЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер моделировали ​мыслительные и поведенческие паттерны ​в работах Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии),​ Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). ​
  
-Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов,​ которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - "Структура магии" ​- отразился тот факт, что явления,​ кажущиеся волшебными и необъяснимыми,​ часто обладают глубинной структурой,​ которую можно раскрыть,​ понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее "мудрецы"​+Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов,​ которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - «Структура магии» - отразился тот факт, что явления,​ кажущиеся волшебными и необъяснимыми,​ часто обладают глубинной структурой,​ которую можно раскрыть,​ понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее «маги»
  
 НЛП моделирование представляет собой механизм,​ с помощью которого релевантные элементы поведения этих выдающихся людей были выявлены и затем сведены в действующую модель. ​ НЛП моделирование представляет собой механизм,​ с помощью которого релевантные элементы поведения этих выдающихся людей были выявлены и затем сведены в действующую модель. ​
Строка 24: Строка 24:
   * Подробнее про историю НЛП см. в статье [[kratkaja_istorija_nlp|здесь]]. ​   * Подробнее про историю НЛП см. в статье [[kratkaja_istorija_nlp|здесь]]. ​
  
-  * Об отличиях НЛП-моделирования от других видов моделирования смотрите ​ [[nlp-distinction|перевод статьи]] Джона Гриндера и Кармен Бостик Ст.Клэр с предисловием Роберта Дилтса.+  * О важных ​отличиях НЛП-моделирования от других видов моделирования смотрите ​ [[nlp-distinction|перевод статьи]] Джона Гриндера и Кармен Бостик Ст.Клэр с предисловием Роберта Дилтса.
  
 ====== Зачем нужно НЛП-моделирование?​ ====== ====== Зачем нужно НЛП-моделирование?​ ======
Строка 33: Строка 33:
  
 ====== Методы моделирования ====== ====== Методы моделирования ======
 +
  
 ==== Шаги для моделирования гениальности ==== ==== Шаги для моделирования гениальности ====
 (По Д.Гриндеру) (По Д.Гриндеру)
  
-**1. Постановка задачи.** Найдите Гения. Определите контекст,​ в котором Гений гениален. Определите сенсорные критерии результатов,​ которые достигает Гений.+**1. Постановка задачи.** Найдите Гения*. Определите контекст,​ в котором Гений гениален. Определите сенсорные критерии результатов,​ которые достигает Гений.
  
 **2. [[2-nd-position|Бессознательная ассимиляция.]]** Получите доступ к Гению. Войдите в [[hps|состояние незнания]] и «станьте Гением». Копируйте поведение Гения (либо явно, либо микромускульными движениями). **2. [[2-nd-position|Бессознательная ассимиляция.]]** Получите доступ к Гению. Войдите в [[hps|состояние незнания]] и «станьте Гением». Копируйте поведение Гения (либо явно, либо микромускульными движениями).
Строка 47: Строка 48:
 **5. Тестирование.** Найдите человека,​ который не имел доступа к Гению, и научите его по описанию. **5. Тестирование.** Найдите человека,​ который не имел доступа к Гению, и научите его по описанию.
  
 +
 +*//​Найти Гения — это очень важно. Не имеет смысл моделировать посредственность,​ средний навык, поскольку копия в любом случае будет бледнее оригинала.//​
 ====== Видеомоделирование ====== ====== Видеомоделирование ======
  
Строка 53: Строка 56:
 Видеозапись для моделирования должна быть: Видеозапись для моделирования должна быть:
  
-  * **Хорошего качества**,​ чтобы позволять различать мелкие,​ но существенные детали +  * **Хорошего качества**,​ чтобы позволять различать мелкие,​ но существенные детали. 
-  * **Достаточного объема**,​ чтобы показывать разнообразие подходов Гения +  * **Достаточного объема**,​ чтобы показывать разнообразие подходов Гения. 
-  * **Включать обратную связь** (зависит от контекста,​ конечно),​ чтобы можно было наблюдать не только что делает Гений, но и как на это реагируют другие+  * **Включать обратную связь** (зависит от контекста,​ конечно),​ чтобы можно было наблюдать не только что делает Гений, но и как на это реагируют другие
 + 
 +См. также: [[modeling-with-video|Моделирование по видео, пост Джона Гриндера]].
  
 ==== Шаги видеомоделирования ==== ==== Шаги видеомоделирования ====
Строка 61: Строка 66:
 1. Определите кого, в каком контексте,​ вы хотите моделировать,​ а также какой конкретно паттерн или паттерны вас интересуют 1. Определите кого, в каком контексте,​ вы хотите моделировать,​ а также какой конкретно паттерн или паттерны вас интересуют
  
- Пример:​ вы хотите моделировать рассказчика историй в контексте рассказывания историй. Вас интересует способность удерживать внимание,​ чувство юмора, структура истории,​ манера исполнения.+Пример:​ вы хотите моделировать рассказчика историй в контексте рассказывания историй. Вас интересует способность удерживать внимание,​ чувство юмора, структура истории,​ манера исполнения.
  
 2. Определите уровни,​ масштабы паттернов (микро-,​ мета- и т.д.) и постоянно уточняйте их в процессе моделирования. ​ 2. Определите уровни,​ масштабы паттернов (микро-,​ мета- и т.д.) и постоянно уточняйте их в процессе моделирования. ​
  
- Пример:​ 1) сценарий истории 2) короткие шутки (гэги) в процессе рассказывания 3) речевые интонации и т.д.+Пример:​ 1) сценарий истории ​(возможно смоделировать из второй позиции,​ только если есть доступ к процессу создания сценария) ​2) короткие шутки (гэги) в процессе рассказывания 3) речевые интонации и т.д.
  
 3. Для каждого уровня отберите несколько наиболее удачных видеофрагментов. Если необходимо,​ напишите транскрипты. 3. Для каждого уровня отберите несколько наиболее удачных видеофрагментов. Если необходимо,​ напишите транскрипты.
Строка 75: Строка 80:
   * [[http://​vestniknlp.ru/​index.php?​sid=250&​did=829|Статья А.Плигина]] о моделировании стратегии творчества Михаила Шемякина. Выявлена стратегия креативности,​ похожая на метод Уолта Диснея,​ но использующая роли: Философ,​ Исследователь,​ Новатор,​ Реализатор. Также на эту тему см. раздел [[Creativity|"​Креативность"​]]. ​   * [[http://​vestniknlp.ru/​index.php?​sid=250&​did=829|Статья А.Плигина]] о моделировании стратегии творчества Михаила Шемякина. Выявлена стратегия креативности,​ похожая на метод Уолта Диснея,​ но использующая роли: Философ,​ Исследователь,​ Новатор,​ Реализатор. Также на эту тему см. раздел [[Creativity|"​Креативность"​]]. ​
  
 +
 +===== Рабочий бланк программы моделирования (по Р. Дилтсу) =====
 +
 +1. Запишите заголовок или фразу, которая определяет суть вашей программы моделирования.
 +
 +2.На какую способность или результат направлена ваша программа (т. е. навыки руководства,​ проведение успешной презентации,​ повышение грамотности,​ поведение в стрессовой ситуации и т. д. )? Если в центре вашего внимания оказались несколько взаимосвязанных способностей или результатов,​ перечислите их все. Определите уровень сложности каждого навыка (т. е. простой поведенческий,​ простой когнитивный,​ простой лингвистический,​ сложный поведенческий,​ сложный когнитивный или сложный лингвистический).
 +
 +3. Кого вы будете моделировать?​ (Можете перечислить имена конкретных людей либо описать характеристики тех, кого хотели бы смоделировать. )
 +
 +4. Существуют ли конкретные контексты,​ в которых вы можете наблюдать моделируемых личностей?​ Если да, то какие?
 +
 +5. Каковы желаемые результаты,​ цели и задачи вашей программы?​
 +
 +6. Каковы желаемые последствия вашей программы?​ Кому она принесет пользу и в чем? Как она скажется на более крупной системе или сообществе?​
 +
 +7. Какие критерии определяют вашу программу?​ Как вы намерены применить смоделированный навык? (Например,​ в рамках определенной профессии или сообщества,​ для выгоды или развлечения ит. д. )
 +
 +8. В какой конкретной форме вы представите свою программу (т. е. статья,​ видеопленка,​ книга, семинар и т. д. )?
 +
 +9. Какое время вы отводите на выполнение вашей программы?​
 +
 +
 +Определение обоснований и процедур обоснования целей и результатов проекта
 +
 +Определение программы моделирования включает в себя также формирование «эпистемологических вопросов» относительно критериев и приемов обоснований,​ с помощью которых можно проверить и оценить результаты собранной вами информации. Эпистемологические вопросы — это вопросы,​ связанные с тем, «как мы узнаем» что-либо. В число вопросов,​ наиболее значимых в моделировании,​ входят:​
 +
 +  * Подготовка:​ какие критерии вы будете использовать (использовали) для определения объекта (объектов) моделирования?​
 +
 +  * Как вы узнаете,​ что объект (объекты) моделирования обладает (обладают) необходимым навыком?​
 +
 +  * Как другие узнают,​ что объект (объекты) моделирования обладает (обладают) необходимым навыком? ​
 +
 +Фазы 1 и 2 (сбор информации с помощью имплицитного и эксплицитного моделирования): ​
 +
 +  * Какие критерии вы используете для того, чтобы определить,​ что эффективно смоделировали данную способность?​
 +
 +  * Как моделируемый человек узнает,​ что он/она обладает желаемым навыком или достиг желаемого результата?​
 +
 +  * Как вы узнаете,​ что приобрели навык, которым обладает модель?​
 +
 +  * Как другие узнают,​ что вы приобрели навык, которым обладает модель?​
 +
 +Фаза 3 (планирование):​ Какие критерии помогут вам определить,​ что вы успешно передали данную способность другому человеку?​
 +
 +  * Как вы узнаете,​ что другие приобрели навык, которым обладает модель?​
 +
 +  * Как другие узнают,​ что приобрели навык, которым обладает модель?​
 +
 +Ответы на данные вопросы помогут вам определить и спланировать наиболее эффективные методы моделирования.
  
 ==== Организационное моделирование (с частичным использованием НЛП) ​ ==== ==== Организационное моделирование (с частичным использованием НЛП) ​ ====
Строка 98: Строка 152:
  
 Источник -  [[http://​www.cleanlanguage.co.uk/​articles/​articles/​120/​1/​Introducing-Modelling-to-Organisations/​Page1.html|статья "​Introducing Modelling to Organisations"​ Источник -  [[http://​www.cleanlanguage.co.uk/​articles/​articles/​120/​1/​Introducing-Modelling-to-Organisations/​Page1.html|статья "​Introducing Modelling to Organisations"​
-by James Lawley]] об использовании моделирования на практике. ​(Если кто-то улучшит перевод,​ будет здорово ​ --- //​[[zotova@gmail.com|o_z]] 2008/​01/​26//​)+by James Lawley]] об использовании моделирования на практике. ​ 
  
 **Примеры моделирования в бизнесе:​** **Примеры моделирования в бизнесе:​**
Строка 110: Строка 165:
   * [[http://​www.koob.ru/​dilts_robert/​modeling_with_nlp|Книга Роберта Дилтса "​Моделирование с помощью НЛП"​]]   * [[http://​www.koob.ru/​dilts_robert/​modeling_with_nlp|Книга Роберта Дилтса "​Моделирование с помощью НЛП"​]]
   * [[http://​www.steveandreas.com/​modeling_NLP.html|Статья Steve Andreas "​Modeling with NLP"]] (по-английски)   * [[http://​www.steveandreas.com/​modeling_NLP.html|Статья Steve Andreas "​Modeling with NLP"]] (по-английски)
 +  * Отрывок из семинара Д.Гриндера,​ ответы на вопросы про ​ [[grinder-2004-modeling|моделирование гениев по Дилтсу]]