личные инструменты
Вы посетили:
Различия
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
modeling [2009/01/17 17:34] thecroaker |
modeling [2020/03/11 17:38] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Моделирование ====== | ====== Моделирование ====== | ||
- | Словарь Уэбстера определяет модель как "упрощенное описание сложного явления или процесса"; примером может послужить компьютерная модель системы кровообращения и дыхательных путей. Этот термин является однокоренным с латинским словом modus, которое означает "образ действий либо существования; метод, форма, манера, привычка, способ или стиль". Если быть более точным, то слово "модель" происходит от латинского modulus, означающего "уменьшенный" вариант изначального способа. Так, "модель" объекта обычно представляет собой миниатюрную версию или репрезентацию этого объекта. Действующая модель (например, машины) обозначает нечто, способное выполнять ту же работу, что и сама машина, но в меньшем объеме. | + | //Модель// — это упрощенное описание сложной системы, в некоторых существенных частях являющееся изоморфным (т.е. подобным) оригинальной системе и отражающее существенные свойства системы. Такое подобие и способность воспроизводить эффекты оригинала позволяет использовать модель в качестве заместителя изучаемой системы. |
- | Понятие "модель" со временем стало обозначать также "описание или аналогию, используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например, атома), недоступного непосредственному наблюдению". Этот термин может использоваться также для обозначения "системы постулатов, данных и выводов, формального описания некого явления или положения вещей". | + | Происходит слово "модель" от латинского modulus, означающий «уменьшенный» вариант изначального способа. |
+ | |||
+ | Этот термин является однокоренным с латинским словом modus, которое означает «образ действий либо существования; метод, форма, манера, привычка, способ или стиль». | ||
+ | |||
+ | Таким образом, «//модель//» объекта обычно представляет собой миниатюрную версию или репрезентацию этого объекта. Действующая модель (например, машины) обозначает нечто, способное выполнять ту же работу, что и сама машина, но в меньшем объеме. | ||
+ | |||
+ | Понятие «//модель//» со временем стало обозначать также описание или аналогию, используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например, атома), недоступного непосредственному наблюдению, оно также может использоваться также для обозначения формального описания некого явления или положения вещей. | ||
+ | |||
+ | //Моделирование// — процесс и результат создания //модели//. | ||
====== НЛП-Моделирование ====== | ====== НЛП-Моделирование ====== | ||
- | Моделирование лежит в основе НЛП. Фактически НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер смоделировали языковые и поведенческие паттерны работ Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов, которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - "Структура магии" - отразился тот факт, что явления, кажущиеся волшебными и необъяснимыми, часто обладают глубинной структурой, которую можно раскрыть, понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее "мудрецы". НЛП представляет собой механизм, с помощью которого релевантные элементы поведения этих выдающихся людей были выявлены и затем сведены в действующую модель. | + | Моделирование лежит в основе НЛП и является основной, стержневой активностью в рамках НЛП. Фактически, НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер моделировали мыслительные и поведенческие паттерны в работах Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). |
+ | |||
+ | Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов, которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - «Структура магии» - отразился тот факт, что явления, кажущиеся волшебными и необъяснимыми, часто обладают глубинной структурой, которую можно раскрыть, понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее «маги». | ||
+ | |||
+ | НЛП моделирование представляет собой механизм, с помощью которого релевантные элементы поведения этих выдающихся людей были выявлены и затем сведены в действующую модель. | ||
* Подробнее про историю НЛП см. в статье [[kratkaja_istorija_nlp|здесь]]. | * Подробнее про историю НЛП см. в статье [[kratkaja_istorija_nlp|здесь]]. | ||
- | * Об отличиях НЛП-моделирования от других видов моделирования смотрите [[nlp-distinction|перевод статьи]] Джона Гриндера и Кармен Бостик Ст.Клэр с предисловием Роберта Дилтса. | + | * О важных отличиях НЛП-моделирования от других видов моделирования смотрите [[nlp-distinction|перевод статьи]] Джона Гриндера и Кармен Бостик Ст.Клэр с предисловием Роберта Дилтса. |
+ | ====== Зачем нужно НЛП-моделирование? ====== | ||
+ | * «Снятие», ассимиляция сложных поведенческих и когнитивных паттернов, которым трудно обучиться другими способами. | ||
+ | * Создание «моделей гениев» для последующей передачи другим людям. | ||
+ | * Практика «[[hps|состояния незнания]]», [[2-nd-position|второй позиции]], [[transcendence|трансценденции]], выхода за собственные личностные границы. | ||
====== Методы моделирования ====== | ====== Методы моделирования ====== | ||
+ | |||
==== Шаги для моделирования гениальности ==== | ==== Шаги для моделирования гениальности ==== | ||
(По Д.Гриндеру) | (По Д.Гриндеру) | ||
- | **1. Постановка задачи.** Найдите Гения. Определите контекст, в котором Гений гениален. Определите сенсорные критерии результатов, которые достигает Гений. | + | **1. Постановка задачи.** Найдите Гения*. Определите контекст, в котором Гений гениален. Определите сенсорные критерии результатов, которые достигает Гений. |
- | **2. [[2-nd-position|Бессознательная ассимиляция.]]** Получите доступ к Гению. Войдите в состояние незнания (Know-Nothing State) и “станьте Гением”. Копируйте поведение Гения (либо явно, либо микромускульными движениями). | + | **2. [[2-nd-position|Бессознательная ассимиляция.]]** Получите доступ к Гению. Войдите в [[hps|состояние незнания]] и «станьте Гением». Копируйте поведение Гения (либо явно, либо микромускульными движениями). |
- | **3. Имитация.** Повторяйте поведение Гения, пока не получите совпадение критериев результата. Определите существенные элементы модели. | + | **3. Имитация.** Повторяйте поведение Гения, пока не получите совпадение критериев результата. |
- | **4. Кодирование.** Опишите модель. | + | **4. Кодирование.** Определите существенные элементы модели и опишите модель. |
**5. Тестирование.** Найдите человека, который не имел доступа к Гению, и научите его по описанию. | **5. Тестирование.** Найдите человека, который не имел доступа к Гению, и научите его по описанию. | ||
- | Источник - [[http://www.maria-gorina.ru/stati/otchet-o-protsedure-modelirovaniya-trenerskogo-masterstva-f-pyuselika-osobennosti-gruppovogo-modelirovaniya/|статья М.Гориной, А.Гусева]] об особенностях группового моделирования. | ||
- | * См. также: [[nlp-distinction|«Предлагаемое различение для НЛП», статья Д.Гриндера]] | + | *//Найти Гения — это очень важно. Не имеет смысл моделировать посредственность, средний навык, поскольку копия в любом случае будет бледнее оригинала.// |
+ | ====== Видеомоделирование ====== | ||
+ | |||
+ | Видеомоделирование — это моделирование с использованием видеозаписи. Среди очевидных преимуществ — возможность много раз повторять один и тот же фрагмент, замедлять, останавливать и т.д. В некоторых ситуациях, когда Гений напрямую недоступен, видеомоделирование являетя единственным возможным вариантов. | ||
+ | |||
+ | Видеозапись для моделирования должна быть: | ||
+ | |||
+ | * **Хорошего качества**, чтобы позволять различать мелкие, но существенные детали. | ||
+ | * **Достаточного объема**, чтобы показывать разнообразие подходов Гения. | ||
+ | * **Включать обратную связь** (зависит от контекста, конечно), чтобы можно было наблюдать не только что делает Гений, но и как на это реагируют другие. | ||
+ | |||
+ | См. также: [[modeling-with-video|Моделирование по видео, пост Джона Гриндера]]. | ||
+ | |||
+ | ==== Шаги видеомоделирования ==== | ||
+ | |||
+ | 1. Определите кого, в каком контексте, вы хотите моделировать, а также какой конкретно паттерн или паттерны вас интересуют | ||
+ | |||
+ | Пример: вы хотите моделировать рассказчика историй в контексте рассказывания историй. Вас интересует способность удерживать внимание, чувство юмора, структура истории, манера исполнения. | ||
+ | |||
+ | 2. Определите уровни, масштабы паттернов (микро-, мета- и т.д.) и постоянно уточняйте их в процессе моделирования. | ||
+ | |||
+ | Пример: 1) сценарий истории (возможно смоделировать из второй позиции, только если есть доступ к процессу создания сценария) 2) короткие шутки (гэги) в процессе рассказывания 3) речевые интонации и т.д. | ||
+ | |||
+ | 3. Для каждого уровня отберите несколько наиболее удачных видеофрагментов. Если необходимо, напишите транскрипты. | ||
+ | |||
+ | 4. Из состояния не-знания повторяйте за моделью до тех пор, пока вас не начнет устраивать результат. Используйте видеозаписи своего выступления для получения обратной связи. | ||
=== Примеры моделирования гениальности === | === Примеры моделирования гениальности === | ||
* [[http://vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=829|Статья А.Плигина]] о моделировании стратегии творчества Михаила Шемякина. Выявлена стратегия креативности, похожая на метод Уолта Диснея, но использующая роли: Философ, Исследователь, Новатор, Реализатор. Также на эту тему см. раздел [[Creativity|"Креативность"]]. | * [[http://vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=829|Статья А.Плигина]] о моделировании стратегии творчества Михаила Шемякина. Выявлена стратегия креативности, похожая на метод Уолта Диснея, но использующая роли: Философ, Исследователь, Новатор, Реализатор. Также на эту тему см. раздел [[Creativity|"Креативность"]]. | ||
+ | |||
+ | ===== Рабочий бланк программы моделирования (по Р. Дилтсу) ===== | ||
+ | |||
+ | 1. Запишите заголовок или фразу, которая определяет суть вашей программы моделирования. | ||
+ | |||
+ | 2.На какую способность или результат направлена ваша программа (т. е. навыки руководства, проведение успешной презентации, повышение грамотности, поведение в стрессовой ситуации и т. д. )? Если в центре вашего внимания оказались несколько взаимосвязанных способностей или результатов, перечислите их все. Определите уровень сложности каждого навыка (т. е. простой поведенческий, простой когнитивный, простой лингвистический, сложный поведенческий, сложный когнитивный или сложный лингвистический). | ||
+ | |||
+ | 3. Кого вы будете моделировать? (Можете перечислить имена конкретных людей либо описать характеристики тех, кого хотели бы смоделировать. ) | ||
+ | |||
+ | 4. Существуют ли конкретные контексты, в которых вы можете наблюдать моделируемых личностей? Если да, то какие? | ||
+ | |||
+ | 5. Каковы желаемые результаты, цели и задачи вашей программы? | ||
+ | |||
+ | 6. Каковы желаемые последствия вашей программы? Кому она принесет пользу и в чем? Как она скажется на более крупной системе или сообществе? | ||
+ | |||
+ | 7. Какие критерии определяют вашу программу? Как вы намерены применить смоделированный навык? (Например, в рамках определенной профессии или сообщества, для выгоды или развлечения ит. д. ) | ||
+ | |||
+ | 8. В какой конкретной форме вы представите свою программу (т. е. статья, видеопленка, книга, семинар и т. д. )? | ||
+ | |||
+ | 9. Какое время вы отводите на выполнение вашей программы? | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Определение обоснований и процедур обоснования целей и результатов проекта | ||
+ | |||
+ | Определение программы моделирования включает в себя также формирование «эпистемологических вопросов» относительно критериев и приемов обоснований, с помощью которых можно проверить и оценить результаты собранной вами информации. Эпистемологические вопросы — это вопросы, связанные с тем, «как мы узнаем» что-либо. В число вопросов, наиболее значимых в моделировании, входят: | ||
+ | |||
+ | * Подготовка: какие критерии вы будете использовать (использовали) для определения объекта (объектов) моделирования? | ||
+ | |||
+ | * Как вы узнаете, что объект (объекты) моделирования обладает (обладают) необходимым навыком? | ||
+ | |||
+ | * Как другие узнают, что объект (объекты) моделирования обладает (обладают) необходимым навыком? | ||
+ | |||
+ | Фазы 1 и 2 (сбор информации с помощью имплицитного и эксплицитного моделирования): | ||
+ | |||
+ | * Какие критерии вы используете для того, чтобы определить, что эффективно смоделировали данную способность? | ||
+ | |||
+ | * Как моделируемый человек узнает, что он/она обладает желаемым навыком или достиг желаемого результата? | ||
+ | |||
+ | * Как вы узнаете, что приобрели навык, которым обладает модель? | ||
+ | |||
+ | * Как другие узнают, что вы приобрели навык, которым обладает модель? | ||
+ | |||
+ | Фаза 3 (планирование): Какие критерии помогут вам определить, что вы успешно передали данную способность другому человеку? | ||
+ | |||
+ | * Как вы узнаете, что другие приобрели навык, которым обладает модель? | ||
+ | |||
+ | * Как другие узнают, что приобрели навык, которым обладает модель? | ||
+ | |||
+ | Ответы на данные вопросы помогут вам определить и спланировать наиболее эффективные методы моделирования. | ||
==== Организационное моделирование (с частичным использованием НЛП) ==== | ==== Организационное моделирование (с частичным использованием НЛП) ==== | ||
Строка 60: | Строка 152: | ||
Источник - [[http://www.cleanlanguage.co.uk/articles/articles/120/1/Introducing-Modelling-to-Organisations/Page1.html|статья "Introducing Modelling to Organisations" | Источник - [[http://www.cleanlanguage.co.uk/articles/articles/120/1/Introducing-Modelling-to-Organisations/Page1.html|статья "Introducing Modelling to Organisations" | ||
- | by James Lawley]] об использовании моделирования на практике. (Если кто-то улучшит перевод, будет здорово --- //[[zotova@gmail.com|o_z]] 2008/01/26//) | + | by James Lawley]] об использовании моделирования на практике. |
**Примеры моделирования в бизнесе:** | **Примеры моделирования в бизнесе:** | ||
Строка 72: | Строка 165: | ||
* [[http://www.koob.ru/dilts_robert/modeling_with_nlp|Книга Роберта Дилтса "Моделирование с помощью НЛП"]] | * [[http://www.koob.ru/dilts_robert/modeling_with_nlp|Книга Роберта Дилтса "Моделирование с помощью НЛП"]] | ||
* [[http://www.steveandreas.com/modeling_NLP.html|Статья Steve Andreas "Modeling with NLP"]] (по-английски) | * [[http://www.steveandreas.com/modeling_NLP.html|Статья Steve Andreas "Modeling with NLP"]] (по-английски) | ||
+ | * Отрывок из семинара Д.Гриндера, ответы на вопросы про [[grinder-2004-modeling|моделирование гениев по Дилтсу]] |