Паттерны – доклад Вадима
Свойства паттернов в сложных системах:
На микроуровне все можно просчитать (координаты каждой точки, действуют жестко детерм.закону), но знание этих отдельных деталей достаточно бесполезно. На макроуровне не действует не жесткая детерминированная причинно-следственная связь. Логика паттернов – мягкая. Не законы, а привычки.
Ретроспективная когерентность (когда случилось, понятно что произошло)
Паттерны по отношению к микроуровню являются эмерджентными. Мы не знаем точно что нужно сделать, чтобы этот паттерн вызвать.
Взаимодействие с паттернами требует высокой интерактивности – частой связи c ними. «Танцы с системами» - постоянное интерактивное взаимодействие с ними.
Паттерн активно проявляется при взаимодействии наблюдателя с системой.
Вывод: Чтобы снимать паттерн с человека, нужно увидеть этот паттерн в различных ситуациях.
Сноуден (Сognitive Edge), patterns management:
Одновременно производим действия:
Стабилизация желательных (полезных) паттернов
Разбрасывание «семян» желательных паттернов
Дестабилизация нежелательных паттернов.
Шаги взаимодействия наблюдателя с паттернами:
Probe – Sense – Respond
Probe = тестовое воздействие
Sense = посмотри что получается
Respond = действуй в соответствии с полученным результатом
Виды систем по Сноудену (найти источник)
Пример - организация. probe-sense-respond, царство паттернов
Экспертное знание.
- автомобиль, самолет
Настолько быстрые изменения, что даже невозможно наблюдать паттерны. Главное – действовать. Можешь пытаться стабилизировать, чтобы проявились какие-то паттерны
Простые кодифицируемые ситуации, царство процедур
Важно различать особенности динамики между секторами.
Важность диагностики системы и обращение соответствующими методами.
Никакая ситуация не является однозначно «хорошей».
Разные части организации могут находиться в разных ситуациях.
Что есть?
Что такое паттерн?
С точки зрения наших задач, паттерн можно определить как повторяющуюся устойчивую структуру поведения/мышления
Свойства паттернов:
повторяемость
проявляется в серии шагов (возможное следствие – что и изменение паттерна происходит не за один раз)
паттерн инструментален (выражается в действии; смысл – над ним)
устойчивость. Причины устойчивости:
оптимизация системы (возможно, это локальная оптимизация)
встроен в цикл действия
само-закрепляющийся (путем отбора остаются самые эффективные)
Цели лаборатории в отношении паттернов
1. Моделирование
- распознавание чужих паттернов
- встраивание их в свою систему
- анти-моделирование («не хочу быть таким»)
2. Выявление собственных паттернов:
2.1. Осознание:
выявление паттернов, по которым создаются убеждения (особенно ограничивающие)
выявление базовых (core) паттернов личности
осознание:
2.2. Оптимизация
уничтожение/трансформация ненужных паттернов
создание новых паттернов
создание само-актуализируемых паттернов (авто-запуск / авто-delete)
порождение паттернов из смысла и наоборот (увидеть за паттернами смысл)
создание супер-эффективного метода (“мета-алфавита»), специфически заточенного под паттерны (т.е. повторяющиеся системные ситуации)
3. Выявление трендов во внешнем мире
Разные идеи:
изменение паттерна происходит не за один шаг (и следовательно, должно производиться итеративно, при попытке сознательно паттерн изменить – возможно, специальная игра должна это учитывать?)