личные инструменты
Вы посетили:
Различия
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
creativity [2008/01/30 20:38] igor_markov |
creativity [2020/03/11 17:38] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 2: | Строка 2: | ||
Креативность — практическое использование воображения, создание и реализация новых идей. | Креативность — практическое использование воображения, создание и реализация новых идей. | ||
- | |||
- | |||
Строка 13: | Строка 11: | ||
* В общем виде креативность можно представить как сочетание процессов [[http://www.innovationtools.com/Articles/ArticleDetails.asp?a=152|дивергенции (расхождения, расширения) и конвергенции (схождения, собирания) идей]]. Или в более простом виде - способности мыслить [[http://www.innovationtools.com/Articles/ArticleDetails.asp?a=73|и вширь и вглубь]]. Это коррелирует с положением Чиксентмихайи о способности гениальных креативных людей сочетать противоположности. | * В общем виде креативность можно представить как сочетание процессов [[http://www.innovationtools.com/Articles/ArticleDetails.asp?a=152|дивергенции (расхождения, расширения) и конвергенции (схождения, собирания) идей]]. Или в более простом виде - способности мыслить [[http://www.innovationtools.com/Articles/ArticleDetails.asp?a=73|и вширь и вглубь]]. Это коррелирует с положением Чиксентмихайи о способности гениальных креативных людей сочетать противоположности. | ||
- | * При этом представляется, что эти процессы мышления происходят не параллельно, а скорее последовательно и представляют собой поэтапный процесс, или ментальную стратегию. Здесь важна способность глубоко погружаться в тот процесс, который происходит именно сейчас - т.е. на стадии генерации идей я действительно сконцентрирован на придумывании новых идей, какими бы дурацкими и сумасшедшими они не казались, а на стадии отбора идей занимаюсь именно их отбором, подключая ясные критерии и сознательные механизмы. То есть на каждой из стадий я умею попасть в состояние потока (даже если мои действия на этих стадиях различаются). При этом важной кажется способность легко переключаться между этими стадиями/состояниями, в том числе в случайном порядке. | + | * Как пишет [[http://www.guyclaxton.com/|Guy Claxton]], креативность можно упрощенно представить в виде из двух фаз: вдохновение и отбор. На первой фазе придумываются оригинальные идеи, на второй — из них отбираются наиболее рабочие. На первой фазе в мозге возникают процессы возбуждения (видны на ЭЭГ как альфа-волны), на втором этапе — торможения (видны как бета-волны). Люди, не способные «отпустить» мозг не могут придумать ничего оригинального, они могут только вспоминать то, что уже где-то видели. Люди, не способные далее контролировать отбор, порождают огромное количество нерабочих, неприменимых идей. |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
Строка 32: | Строка 26: | ||
^Мозговой штурм^х^ ^ ^ ^х^ ^ | ^Мозговой штурм^х^ ^ ^ ^х^ ^ | ||
^[[body-storm|BodyStorm]]^х^х ^ ^х^ ^х ^ | ^[[body-storm|BodyStorm]]^х^х ^ ^х^ ^х ^ | ||
- | ^Случайный стимул^х^х ^х ^х^ ^ ^ | + | ^Случайный стимул^х^х ^х ^х^ x^ ^ |
^[[creativity-cards|Применение спец. карт (в т.ч. онлайн)]]^х^х^х^х^х^ ^ | ^[[creativity-cards|Применение спец. карт (в т.ч. онлайн)]]^х^х^х^х^х^ ^ | ||
^[[http://en.wikipedia.org/wiki/Synectics|Синектика]]^ ^ ^х?^х?^ ^ ^ | ^[[http://en.wikipedia.org/wiki/Synectics|Синектика]]^ ^ ^х?^х?^ ^ ^ | ||
^[[http://en.wikipedia.org/wiki/Image_streaming|Image streaming]]^ ^ ^x ^x? ^x ^ ^ | ^[[http://en.wikipedia.org/wiki/Image_streaming|Image streaming]]^ ^ ^x ^x? ^x ^ ^ | ||
\\ * [[http://www.mycoted.com/Category:Creativity_Techniques|Очень большой список креативных техник и процессов]] (по-английски) | \\ * [[http://www.mycoted.com/Category:Creativity_Techniques|Очень большой список креативных техник и процессов]] (по-английски) | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
Строка 43: | Строка 40: | ||
Формализованное описание стратегий творчества - это во многом результат [[modeling|моделирования]] гениальных людей. | Формализованное описание стратегий творчества - это во многом результат [[modeling|моделирования]] гениальных людей. | ||
- | Ниже ссылки на несколько известных стратегий. Мне кажется интересным понять в чем их сходства, в чем различия, а самое главное - что из этого может быть полезно для осознания и развития собственных стратегий. | + | Ниже ссылки на несколько известных стратегий. Кажется интересным понять в чем их сходства, в чем различия, а самое главное - что из этого может быть полезно для осознания и развития собственных стратегий. |
* [[http://www.insint.ru/journal/journ_article.php?jid=3&num=1&art=38&part=8|Стратегия Уолта Диснея]] - одна из самых популярных моделей в НЛП (возможно, благодаря включению в курс НЛП-практик), она была разработана Р.Дилтсом и описана им в книге "Стратегии гениев". Данная стратегия включает позиции //Мечтатель, Реалист, Критик.// | * [[http://www.insint.ru/journal/journ_article.php?jid=3&num=1&art=38&part=8|Стратегия Уолта Диснея]] - одна из самых популярных моделей в НЛП (возможно, благодаря включению в курс НЛП-практик), она была разработана Р.Дилтсом и описана им в книге "Стратегии гениев". Данная стратегия включает позиции //Мечтатель, Реалист, Критик.// | ||
Строка 49: | Строка 46: | ||
* Стратегия творчества Roger Von Oech, описанная в его книге "A Kick in the Seat of the Pants". Он выделяет следующие роли: //Исследователь (The Explorer), Художник (The Artist), Судья (The Judge), Воин (The Warrior)//. Более подробное описание смотрите [[http://o-z.livejournal.com/215446.html|здесь]]. | * Стратегия творчества Roger Von Oech, описанная в его книге "A Kick in the Seat of the Pants". Он выделяет следующие роли: //Исследователь (The Explorer), Художник (The Artist), Судья (The Judge), Воин (The Warrior)//. Более подробное описание смотрите [[http://o-z.livejournal.com/215446.html|здесь]]. | ||
- | * [[http://vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=829|Cтратегия творчества Михаила Шемякина]], смоделированная А.Плигиным. В ней выделяются роли: //Философ, Исследователь, Новатор, Реализатор//. | + | * [[http://vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=829|Cтратегия творчества Михаила Шемякина]], смоделированная А.Плигиным. В ней выделяются роли: //Философ, Исследователь, Новатор, Реализатор//. |
- | + | ||
+ | * «Классический» НЛП подход, по книге Роберта Дилтса «НЛП: управление креативностью» | ||
* [[creative-process|Здесь]] список других пошаговых стратегий /процессов, как для разработки идей, так и для решения задач. | * [[creative-process|Здесь]] список других пошаговых стратегий /процессов, как для разработки идей, так и для решения задач. | ||
- | |||
Строка 69: | Строка 66: | ||
* [[creativity-unsorted|Некоторые идеи о креативности вразброс]], доступно для редактирования | * [[creativity-unsorted|Некоторые идеи о креативности вразброс]], доступно для редактирования | ||
* [[http://www.vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=829|«Моделирование стратегии» творчества Михаила Шемякина.]] | * [[http://www.vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=829|«Моделирование стратегии» творчества Михаила Шемякина.]] | ||
+ | * Список книг по теме [[http://www.koob.ru/superlearning/|"Творческое мышление"]], большинство доступны для скачивания | ||
+ | * [[http://community.livejournal.com/debono/|Сообщество debono]] в жж, [[http://soulskeeper.livejournal.com/401955.html|ссылки на книги]] Эдуарда Де Боно на русском | ||
+ | * [[http://www.kellogg.northwestern.edu/faculty/galinsky/unconscious%20thought%20and%20creativity%20revision%20in%20press.doc |Unconscious Thought and Creativity]], один из авторов -- Ap Dijksterhuis | ||
+ | |||
+ |